e-mail
 
Вход



 Вопросы критиков Федерального закона «О техническом регулировании»
  1. Почему технические регламенты должны приниматься федеральными законами?
  2. Почему вопросы национальной безопасности не нашли отражения в целях принятия технических регламентов?
  3. Почему в перечне видов безопасности (статья 7 Федерального закона »О техническом регулировании») не учтены некоторые виды безопасности, например, сейсмическая и информационная безопасность?
  4. Зачем нужно деление технических регламентов на общие и специальные?
  5. Почему нельзя при установлении требований технических регламентов делать ссылки на стандарты или другие ведомственные документы?
  6. Как обеспечить презумпцию соответствия для производителя, выполнившего национальный стандарт? Можно ли ссылаться на национальные стандарты в части подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента?
  7. Почему не нужно вносить в закон »О техническом регулировании» определение технических кодексов, под которыми понимаются документы федеральных органов исполнительной власти?
  8. Почему не требуется изменения закона в части установления обязательности стандартов для тех производителей, кто на эти стандарты ссылается в своей документации?
  9. Почему технические регламенты посвящены вопросам безопасности, а не вопросам качества?
  10. Почему обязательное подтверждение соответствия предусмотрено только для продукции, а не для процессов производства?

ОТВЕТЫ
на принципиальные вопросы критиков
Федерального закона «О техническом регулировании»


1. Почему технические регламенты должны приниматься федеральными законами?

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права граждан могут быть ограничены только федеральными законами. Установление запретов на выпуск продукции с определенными характеристиками или на осуществление определенных процессов производства, по сути, является ограничением прав.

Кроме того, любой технический регламент является результатом компромисса производителей, государства и общества относительно приемлемого уровня безопасности и затрат, которые производители и потребители готовы понести для обеспечения этого уровня безопасности. Достижение такого компромисса возможно только при условии открытого публичного обсуждения и принятия технических регламентов, что достигается только когда технические регламенты принимаются федеральными законами.

2. Почему вопросы национальной безопасности не нашли отражения в целях принятия технических регламентов?

Национальная безопасность в соответствии, например, с законами «О безопасности» и «О борьбе с терроризмом» обеспечивается, в первую очередь, системой мер экономического, политического и организационного характера. Борьба с терроризмом осуществляется посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, международной террористической деятельности, предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, посредством проведения контртеррористических операций. Таким образом, национальная безопасность обеспечивается органами государственной власти путем предотвращения сознательных действий, создающих угрозу безопасности.

Техническое регулирование направлено на обеспечение безопасности в контексте снижения недопустимого риска. При этом риск причинения вреда рассматривается как вероятностное событие. Технические риски всегда в той или иной степени присутствуют, поскольку любая продукция и любой процесс производства несет в себе риск случайного причинения вреда. Техническим регламентом определяются требования с учетом такого уровня риска, который обществом признается допустимым, при том, что сделать абсолютно безопасную продукцию или абсолютно безопасный процесс производства или невозможно, или слишком дорого.

Учитывая это, основное отличие технического регулирования, направленного на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, от вопросов обеспечения национальной безопасности состоит именно в том, что техническое регулирование рассматривает ущерб как вероятностное событие, а угрозы национальной безопасности обусловлены сознательными действиями.

3. Почему в перечне видов безопасности (статья 7 Федерального закона «О техническом регулировании») не учтены некоторые виды безопасности, например, сейсмическая и информационная безопасность?

Виды безопасности, приведенные в статье 7 Федерального закона «О техническом регулировании», описывают все возможные физические воздействия на человека, животное, растение и имущество, приводящие к ущербу. Сейсмическая активность негативно воздействует на человека посредством разрушений, пожаров, наводнений и т.п., т.е. через механическую опасность, пожарную опасность, биологическую опасность. Понятие информационной безопасности также вводится исходя из необходимости предотвращения аварий и иных негативных явлений, связанных с механическим, химическим, пожарным и биологическим воздействием. Таким образом, сейсмическая безопасность и информационная безопасность косвенно учтены в перечне видов безопасности.

4. Зачем нужно деление технических регламентов на общие и специальные?

Если будут приниматься только технические регламенты для конкретной продукции или процессов производства и не будет существовать общих технических регламентов, в каждом техническом регламенте нужно будет многократно повторять все требования общего характера.

Общие технические регламенты должны содержать инвариантные требования, чтобы любой производитель, даже при отсутствии специального технического регламента на его продукцию или процесс производства, эти инвариантные требования выполнял. Например, общий технический регламент о безопасной эксплуатации машин и оборудования будет содержать требования по безопасности труда при эксплуатации машин и оборудования. При отсутствии специального регламента на какой-либо вид деятельности, предприниматель не сможет нарушить требования общего регламента и применить какие-либо иные условия труда для работников. Такая конструкция представляется более эффективной, поскольку позволяет регулировать даже те виды деятельности, в отношении которых не приняты специальные технические регламенты.

5. Почему нельзя при установлении требований технических регламентов делать ссылки на стандарты или другие ведомственные документы?

Реформа технического регулирования проводится для того, чтобы дать каждому производителю четкое понимание, какие требования к продукции и процессу производства он должен выполнить. Действующие в России стандарты и другие документы (СНиПы, СаНПиНы и пр.) лишь отчасти содержат в себе конкретные результирующие требования к продукции, как правило они содержат конструктивные решения или набор обязательных действий, выполняемых производителем. В связи с этим стандарты и другие ведомственные документы создавали препятствия для технического прогресса и применения новых технологий, новых материалов, новых конструктивных решений. Любой производитель, который хотел применить новую технологию, автоматически оказывался нарушителем стандарта. Не говоря уже о том, что сами стандарты, нормы и правила зачастую противоречили друг другу и создавали полную неопределенность. Ведомственное нормотворчество лишало производителей возможности контролировать процесс появления новых требований.

Реформа технического регулирования меняет эту ситуацию. Технические регламенты должны содержать конкретные требования безопасности (требования к характеристикам продукции), но не требования к конструкции и исполнению. Т.е. технический регламент устанавливает то, какой должна быть продукция, чтобы быть безопасной, но не указывает, как именно эту продукцию производить. Чтобы технический регламент был законом прямого действия, требования к продукции и процессам производства должны быть сформулированы максимально подробно.

Это важно для случаев возникновения вреда жизни и здоровью, когда суд будет оценивать был ли выполнен федеральный закон, т.е. была ли продукция безопасной. Кроме того, органы государственного контроля (надзора) должны также проверять характеристики продукции (например, осуществляя контрольные закупки) и сопоставлять эти характеристики с нормами закона, а не проверять какие конструктивные решения применил производитель. В силу этого, в техническом регламенте при установлении требований не может быть ссылок на ведомственные акты и документы, применяемые на добровольной основе.

6. Как обеспечить презумпцию соответствия для производителя, выполнившего национальный стандарт? Можно ли ссылаться на национальные стандарты в части подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента?

Как уже отмечалось, технические регламенты содержат требования к продукции, а национальные стандарты должны помогать производителю выполнить эти требования и давать производителю набор конструктивных решений, позволяющих выполнить технический регламент. В той части технического регламента, где описывается процедура подтверждения соответствия в форме декларирования, необходимо дать возможность производителю ссылаться на выполнение им национального стандарта в качестве доказательства достижения требований технического регламента. А для производителя, не использующего национальный стандарт, нужно предусмотреть обязанность провести собственные испытания и представить протокол испытаний, подтверждающих выполнение требований технического регламента. Такой подход и обеспечивает презумпцию соответствия и для его реализации нет необходимости вносить изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании».

7. Почему не нужно вносить в закон «О техническом регулировании» определение технических кодексов, под которыми понимаются документы федеральных органов исполнительной власти?

Российская законодательная практика под термином «кодекс» понимает законодательный акт высокого уровня, носящий обязательный характер. Документы ведомств должны найти свое отражение в технических регламентах (в части обеспечения безопасности), а частично - в документах, применяемых на добровольной основе (в документах рекомендательного характера). Для того, чтобы избежать ситуации, когда ограничение прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности происходит не федеральным законом, а решением ведомства, и предусмотрено, что в сфере технического регулирования ведомства издают акты рекомендательного характера.

8. Почему не требуется изменения закона в части установления обязательности стандартов для тех производителей, кто на эти стандарты ссылается в своей документации?

В Российской Федерации продажа продукции осуществляется на основе договора между продавцом и покупателем. Качество продукции является условием договора. Если продавец и покупатель договорились об определенных стандартах продукции, то невыполнение стандарта является невыполнением условий договора, в результате чего покупатель может потребовать, в том числе в суде, устранения недостатков продукции, возмещение ущерба. Закон «О техническом регулировании» не мешает этой практике и в этой части изменений не требует.

9. Почему технические регламенты посвящены вопросам безопасности, а не вопросам качества?

Техническое регулирование устанавливает сферу ответственности государства перед гражданами. Техническим регламентом определяются требования, которые контролируются государством через систему государственного контроля (надзора). Устанавливать ответственность государства перед обществом за потребительские свойства продукции, ее качество неэффективно, поскольку в этом случае цена продукции будет завышена, а степень государственного участия в экономике максимальной. Поэтому Федеральный закон «О техническом регулировании» ограничил степень государственного участия в экономике вопросами безопасности, представив участникам рынка возможность конкурировать друг с другом как по цене товара, так и по качеству, условиям поставки и мн.др.

10. Почему обязательное подтверждение соответствия предусмотрено только для продукции, а не для процессов производства?

Обязательное подтверждение соответствия (декларирование и сертификация) предусматриваются в тех случаях, когда производитель или орган по сертификации может гарантировать безопасность продукции и достижение определенных характеристик продукции в фиксированный момент времени (в момент проверки образца продукции). Любой процесс производства носит динамический характер, поэтому декларирование его безопасности в определенный момент времени бессмысленно. Для процессов производства целесообразно применять иные формы оценки соответствия (приемка и ввод в эксплуатацию производственного здания, сооружения, сертификация и декларирование безопасности машин и оборудования, обучение персонала, государственный контроль). Эти формы представляются более эффективными и могут быть реализованы без изменения Федерального закона «О техническом регулировании».

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost