e-mail
 
Вход



 
Краткий отчет

по проекту
"Координация блоков технических регламентов для пищевой промышленности"


Оглавление

1. Постановка задачи исследования
   1.1. Состояние проблемы
   1.2. Определение целей исследования
   1.3. Выбор инструментария
2. Решение задачи исследования
3. Результаты исследования
   3.1 Анализ российской и мировой практики
      3.1.1. Анализ мировой практики
      3.1.2. Российская система регулирования в сфере пищевой продукции
   3.2. Рекомендации по построению структуры российского законодательства в области пищевой продукции
   3.3. Формирование информационных баз в сфере регулирования пищевой продукции

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Состояние проблемы

После вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и отмены Федеральных законов "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", нормирование требований к пищевой продукции и продовольственному сырью (далее - пищевая продукция) и контроль за ними осуществляется по сложной системе правил. С одной стороны, действуют ведомственные правила и нормы, принятые до 1 июля 2003 года (до вступления в силу закона "О техническом регулировании"), с другой стороны, вступили в силу новые законодательные положения, запрещающие ведомствам принимать обязательные акты и устанавливать обязательные требования и нормы.
Для того, чтобы быстро выйти из состояния неопределенности, порождаемого одновременным действием несовместных правил, необходимо как можно более быстро принимать технические регламенты. Вместе с тем, до сих пор отсутствует ясное понимание того, как должна строиться система технических регламентов, как в целом, так и в отдельных отраслях. В частности, в сфере нормирования требований к пищевой продукции существует, по крайней мере, несколько взглядов на эту проблему. Учитывая, что работа по созданию проектов технических регламентов в этой сфере начата еще до принятия закона "О техническом регулировании", приходится решать вопрос о системе регламентов с учетом вновь возникших обстоятельств, в условиях, когда эти работы ведутся ускоренными темпами различными группами разработчиков, иногда даже конкурирующих за право первыми представить свои проекты в Государственную Думу.
Федеральным Законом "О техническом регулировании" установлены требования к содержанию технических регламентов, дана идентификация видов технических регламентов - общих и специальных, представлен исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются общие технические регламенты.
Что же касается вопросов, по которым принимаются специальные технические регламенты, то их круг законом однозначно не определен. Наряду с другими нормами, установленными законом, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо, а также возможности принятия технических регламентов четырьмя различными формами, данное положение может привести к серьезным проблемам при осуществлении реформы технического регулирования. Отсутствие системного подхода в любом вопросе может привести только к хаосу и неразберихе. В данном случае мы можем столкнуться со следующими проблемами:
- нерегулируемый поток специальных технических регламентов, отличающихся по количеству и видам объектов, охватываемых этими техническими регламентами
- появление "щелей" между смежными техническими регламентами, т.е. объектов технического регулирования, на которые не распространяется ни один технический регламент;
- ситуация "наложения", когда один и тот же объект подпадает под требования различных технических регламентов;
Вышеперечисленное может привести к серьезным трудностям при прохождении законопроектов в Государственной Думе и, самое главное, к неразберихе в сфере правоприменительной практики, что негативно скажется на проведении реформы технического регулирования.
Учитывая указанные нормы закона, контролировать процесс разработки технических регламентов невозможно, однако его можно в той или иной степени регулировать. Для решения этой задачи, очевидно, необходима разработка методологического обеспечения в форме структуры (конструкции, архитектуры) будущего законодательства и ее рамочное наполнение. Этот документ должен быть широко распространен среди потенциальных разработчиков, а также государственных органов. Это могло бы позволить:
- снизить количество инициативных разработок технических регламентов, не входящих в такую структуру;
- разработки министерств и ведомств направить в четко ограниченные рамки;
- предоставить инструментарий для Государственной Думы для оценки регламента и определения его места в общей структуре (по тем инициативным разработкам, которые туда поступят).

1.2. Определение целей исследования

В свете изложенного, главной целью исследования была определена выработка представлений и рекомендаций по формированию структуры технических регламентов в области пищевой продукции с учетом подходов, выработанных мировой практикой и российских реалий.
Такая работа могла быть выполнена лишь на основе максимально широкого анализа мировой практики и ее сравнения с действующей в России системой нормирования требований к пищевой продукции и ее производству. В результате проведения этого анализа не должна была потеряться полученная информация. Таким образом, еще одной целью исследования было формирование информационной базы в указанной сфере, которая может и должна быть использована при разработке проектов технических регламентов как доказательная база закладываемых в регламенты принципов, положений, и требований.
Цели исследования сформулированы следующим образом:

  •   Выработка рекомендаций по построению структуры российского законодательства в области пищевой продукции
  •   Формирование информационных баз в сфере регулирования пищевой продукции

    1.3. Выбор инструментария

    В качестве инструментария был выбран экспертный анализ существующей российской и зарубежной практики технического регулирования.


    2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Для реализации поставленных целей была создана экспертная группа из представителей различных отраслей пищевой промышленности. В состав группы вошли 18 российских экспертов, которые представляют:
    отраслевую науку - 7 экспертов,
    отраслевой союз - 1 эксперт,
    хозяйствующих субъектов (предприятия, компании) - 5 экспертов,
    рабочую группу Администрации Президента РФ - 5 экспертов.
    Имеют учёные степени:
    доктор технических наук - 4 эксперта,
    доктор сельскохозяйственных наук - 1 эксперт,
    доктор исторических наук - 1 эксперт,
    кандидат технических наук - 2 эксперта,
    кандидат биологических наук - 1 эксперт,
    кандидат экономических наук - 1 эксперт.
    Учёное звание профессор имеют 2 эксперта.

    Кроме того, к работе регулярно привлекались зарубежные эксперты, в основном, из Германии.

    Эксперты должны были собрать и проанализировать информацию о российской и мировой практике технического регулирования, включая:
    Кодекс Алиментариус
    Практика Евросоюза
    Опыт США и других развитых стран.

    В рамках данного исследования не ставилась задача собрать и проанализировать информацию по всем без исключения группам пищевых продуктов. Для анализа были определены следующие направления:
    1. Мясо и мясные продукты
    2. Мясо птицы, яйца и продукты переработки
    3. Рыба и морепродукты
    4. Молоко и молочные продукты
    5. Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия
    6. Зерно и продукты его переработки
    7. Вино и виносодержащие напитки
    8. Ликёро- водочные напитки
    9. Безалкогольные напитки
    10. Минеральная и столовая вода
    11. Соки, нектары и сокосодержащие напитки
    12. Кофе и цикорий
    13. Какао и шоколад
    14. Кондитерские изделия, джем, варенье
    15. Плоды, овощи и продукты их переработки
    16. Пищевые добавки

    Экспертные оценки опирались на следующий массив данных:

  • набор параметров, контролируемый государством в настоящее время в пищевых продуктах;
  • требования, предъявляемые государством к процессам
    • производства, хранения,
    •    
    • транспортировки, реализации,
    •    
    • утилизации пищевых продуктов.
    Для сравнительного анализа был использован такой же массив данных из законодательства европейских и других зарубежных стран, для чего предварительно был выполнен перевод на русский язык большого количества документов.

    В рамках данного исследования эксперты (каждый в своей отрасли) провели следующую работу:

  • собрали и проанализировали нормативно-правовые документы, имеющие отношение к техническому регулированию в пищевой макроотрасли в Российской Федерации (ГОСТы, СанПины, СНиПы и т.д.);
  • проанализировали международные и европейские нормативно-правовые документы (стандарты, регламенты, директивы, решения), имеющие отношение к техническому регулированию в пищевой макроотрасли;
  • провели сравнительный анализ количества контролируемых параметров в пищевой макроотрасли в РФ и за рубежом;
  • оценили возможности использования структуры международного и европейского законодательства в пищевой макроотрасли для разработки специальных технических регламентов;
  • подготовили рекомендации по объектам регулирования, контролируемым параметрам - как по "горизонтальным" регламентам в пищевой макроотрасли, так и по "вертикальным" регламентам;
  • определили параметрические расхождения российских норм по сравнению с международными, европейскими и нормами других развитых стран в сфере производства пищевых продуктов.

    3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    3.1. Анализ российской и мировой практики

    3.1.1. Анализ мировой практики

    Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius)
    Кодекс Алиментариус - это международная система стандартов, целью которой является обеспечение безопасности пищевых продуктов и снятия барьеров в мировой торговле ими. Эта двуединая задача определяет и принципы построения системы стандартов Кодекс Алиментариус, в том числе следующие:

  • Минимальность требований к безопасности, которую могут поддерживать даже бедные страны
  • Построение по группам продуктов в соответствии с практикой и особенностями мировой торговли конкретными товарами - принцип опоры на вертикальные стандарты
  • Единство требований к построению стандартов (единство формы)
  • Единство правил разработки стандартов (управление из одного центра)
  • Четкое разделение требований по безопасности и по качеству.
    При этом требования по качеству, при их несовпадении в разных странах, не могут служить препятствием для ввоза продукта в страну с другими требованиями. Что касается безопасности, то страны-члены Кодекса могут вводить собственные ограничения при условии их убедительного обоснования.
    Кодекс Алиментариус насчитывает несколько тысяч документов: около 300 стандартов, а также разъяснения, рекомендации и т.д. по отдельным видам пищевых продуктов, являющихся объектами мировой торговли.
    Поэтому Кодекс Алиментариус является конкретно-ориентированным , в связи с чем в структуре документов Кодекса преобладает "вертикальный" подход. Тем не менее, в нем можно выделить явно выраженные "горизонтальные" группы документов, прежде всего:
    1. Базовые принципы
    2. Маркировка пищи
    3. Пищевые добавки и контаминанты
    4. Пищевая гигиена
    5. Остаточные количества пестицидов
    6. Остаточные количества ветеринарных препаратов в пище
    7. Методы анализа и отбора образцов
    8. Инспекция и системы контроля продуктов при импорте и экспорте
    9. Продукты специального назначения
    10. Продукты быстрой заморозки

    Структура "вертикальных" документов тоже является достаточно четкой:
    1. Фруктовые соки
    2. Мясные продукты и продукты из птицы
    3. Жиры и масла
    4. Растительные белки
    5. Мясо
    6. Сахара
    7. Обработанные фрукты и овощи
    8. Свежие тропические фрукты и овощи
    9. Продукты, содержащие какао, и шоколад
    10. Молоко и молочные продукты
    11. Натуральные минеральные воды
    12. Супы и бульоны
    13. Злаки, бобовые и овощи
    14. Рыба и рыбные продукты


    Практика Евросоюза

    В Евросоюзе действует система директив, определяющих требования к пищевой продукции, основанная на принципах "Нового подхода". Кроме директив "Нового подхода", действуют также принятые ранее директивы "старого подхода", напоминающие российские ГОСТы, но, по мере развития законодательства, они либо отменяются, либо действуют не полностью, а в части, допускаемой правилами "Нового подхода"
    "Новый подход" подразумевает переход от регулирования по видам продукции ("вертикальные" регламенты) к более широкому регулированию на основе небольшого количества обязательных документов (Директив), определяющих общие требования к целым отраслям и видам деятельности ("горизонтальные" отраслевые регламенты). Таким образом, в области пищевой продукции в ЕС создается и во многом уже действует "сетка" из небольшого количества групп горизонтальных и вертикальных Директив и Регламентов.
    К горизонтальным относятся Директивы Евросоюза, принятые по следующим вопросам:

  • Гигиена пищевых производств
  • Маркирование, этикетирование и упаковка пищевых продуктов
  • Пищевые добавки, в том числе:
    • Смеси пищевых добавок
    • Подсластители
    • Пищевые красители
    • Ароматизаторы
  • Остаточное содержание пестицидов в продуктах
  • Радиоактивное заражение продуктов
  • Материалы, контактирующие с пищевыми продуктами
  • Контаминанты
  • Продукты специального назначения
  • Продукты быстрой заморозки
  • Экологически чистые и новые продукты

    Основной принцип "Нового подхода" в пищевой отрасли заключается в следующем: если продукты производятся из разрешенных веществ и материалов и их смесей, перечисленных в "горизонтальных" Директивах, то они выпускаются на рынок свободно и не требуют никаких дополнительных дорыночных разрешений и проверок со стороны государственных органов.
    Вместе с тем, разработчики новых красителей, других пищевых добавок и подобных веществ должны представить их со всеми доказательствами их безопасности в соответствующие государственные органы для одобрения и включения в относящиеся к ним Директивы.
    К вертикальным Директивам относятся следующие:

  • Какао-шоколадная продукция
  • Виды сахаров
  • Мед
  • Плодово-ягодные соки
  • Экстракты цикория и кофе
  • Конфитюр, желе, мармелад
  • Молоко и молочные продукты
  • Мясо и мясопродукты
  • Минеральная вода
  • Спиртные напитки
  • Содержащие вино напитки и коктейли
  • Яйца
  • Жиры мажущейся консистенции
  • Питьевая вода
  • Морепродукты
    Эти директивы, как нетрудно заметить, относятся к продуктам естественного, природного происхождения. Товары, производимые из этих продуктов, составляют основу рациона питания человека и, как правило, не могут быть запатентованы. Поэтому Директивы содержат описания и идентификационные признаки, позволяющие отличить эти продукты от созданных искусственным путем. Таким образом, указанные Директивы обеспечивают защиту потребителей от недобросовестной информации о продовольственных товарах, созданных на основе природных продуктов.

    Опыт США
    В США обязательное нормирование требований не является основным способом обеспечения безопасности продукции и защиты потребителей. Поэтому в законодательстве США основной упор делается не на установление требований к продукции, а на жесткое регулирование требований к информации о ней.
    Тем не менее, в ограниченных масштабах практика нормирования требований к продукции существует как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. На федеральном уровне требования к безопасности пищевых продуктов регулируются, в первую очередь Законом о пищевых продуктах, лекарствах и косметических товарах и Законом о добросовестной упаковке и правильном наименовании, а также подзаконными актами Федерального управления по контролю за продуктами и лекарствами - ФДА (Food and Drug Administration - FDA). ФДА выпускает нормативные акты по прозрачной процедуре, установленной Законом о ФДА и указом Президента США.
    Таким образом, можно сказать, что в США, как и в Кодексе Алиментариус и Евросоюзе, существует система вертикальных и горизонтальных нормативных документов.
    К горизонтальным можно отнести уже упомянутые законы:

  • О пищевых продуктах, лекарствах и косметических товарах, который содержит, в том числе:
  • требования к информации о продуктах
  • требования к производству пищевых продуктов
  • санитарные требования
  • требования к пищевым добавкам, в том числе:
    • красителям
    • подсластителям
    • контаминантам
    • остаточным количествам пестицидов
    • и др.
  • О добросовестной упаковке и правильном наименовании.
    Что касается вопросов, связанных с особенностями отдельных групп продуктов, по ним принимаются нормативные акты и стандарты терминологического характера, которые можно отнести к "вертикальным документам" (правда, с учетом того, что они не являются строго обязательными). Это относится, как правило, к продуктам натурального происхождения, особенно, отличающимся повышенной опасностью, в том числе:
  • Рыба и морепродукты
  • Птица и продукты ее переработки
  • Молоко и молочные продукты
  • Мясо и мясопродукты
  • Орехи и продукты из них
  • Специи
  • Свежие, консервированные и сушеные фрукты и фруктовые соки
  • Свежие и консервированные овощи
  • Фруктовые варенья и джемы
  • Кондитерские изделия и конфеты
  • Продукты из какао
  • Алкогольные напитки
  • Бутилированная вода
  • Чай
  • Кофе

    3.1.2. Российская система регулирования в сфере пищевой продукции

    Система российского законодательства в области пищевой продукции в некоторой степени напоминает системы Кодекса Алиментариус, Евросоюза и США. Она содержит как горизонтальные нормативные документы, так и вертикальные. Единственное, но решающее ее отличие - это полная закрытость процедуры разработки документов и, вытекающий из этого, произвол ведомств в установлении обязательных норм. Учитывая, что Федеральный закон "О техническом регулировании" в корне меняет эту ситуацию, в принципе, можно более спокойно присмотреться к существующей структуре документов в области нормирования требований к пищевой продукции.
    В настоящее время в России действуют отраслевые горизонтальные документы в этой области по следующим основным вопросам:

  • Информация для потребителей (ФЗ "О защите прав потребителей", ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ГОСТ "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования")
  • Санитарные требования к пищевым производствам (ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения")
  • Требования к пищевым продуктам, включая: санитарные, по пищевым добавкам, пестицидам, контаминантам, красителям и т.д. (СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов")
  • Требования к материалам, контактирующим с пищевыми продуктами (ГН 2.3.3.972-00 "Предельно допустимые количества веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами")
  • Перечень запрещенных и разрешенных пищевых добавок Минздрава России
    К вертикальным можно отнести:
  • терминологические положения по отдельным видам продукции (йогурты, соки, молоко, масло коровье, маргарин, мясопродукты и т.д. - все это нередко разбросано в стандартах, которые не являются терминологическими, и перемешано с другими требованиями - по качеству, упаковке и т.п.)
  • Требования к производству молока и молочных продуктов (СанПиН 2.3.4.551-96)
  • Требования к производству хлеба, хлебо-булочных и кондитерских изделий (СанПиН 2.3.4.545-96)
  • Требования к производству и реализации рыбной продукции (СанПин 2.3.4.050-96).
    Если в целом, в принципе, российская система и корреспондируется по структуре с Европейской и Американской, то в части ее содержания не имеет ничего общего, так как она крайне запутана, нет ясности о том, какие документы действуют, а какие уже нет, сколько их всего с учетом того, что они издаются различными ведомствами в одних и тех же областях - никто наверняка не знает. Из-за этого, российская система скорее является запутанной смесью Европейской системы и правил Кодекса Алиментариус. Именно эти проблемы и придется решать в первую очередь при разработке технических регламентов.

    ТАБЛИЦА 1. Свод обязательных требований к пищевой продукции, действующих в Российской Федерации

    3.2. Рекомендации по построению структуры российского законодательства в области пищевой продукции

    В результате проведенного исследования, эксперты оценили достоинства и слабые стороны различных систем продовольственного технического права с точки зрения применимости их в целом или их принципов и подходов в России.

    Особенности Кодекса Алиментариус:
    Минимальность требований к безопасности, которую можно обеспечивать при минимальных финансовых затратах
    Построение по группам продуктов на основании практики и особенностей мировой торговли конкретными товарами - принцип опоры на вертикальные стандарты.
    Четкое разделение требований по безопасности и по качеству.
    Вместе с тем, большое количество вертикальных стандартов. При взятии за основу при разработке регламентов незначительного изменит ситуацию в России.

    Особенности продовольственного права Евросоюза:
    Европейские правила хорошо проработаны, опробованы на практике и могут быть адаптированы для России без серьезных дополнительных затрат.
    Евросоюз 20 лет назад решал ту же задачу, что и мы сейчас - стимулировать рост экономики и нововведений путем снятия неоправданных ограничений.
    Вместе с тем, для Евросоюза характерна чрезвычайно громоздкая система документов разного уровня. Это объясняется, прежде всего тем, что многие из них относятся не к сфере технического регулирования, а к сфере организации рынка. Кроме того, большое количество документов ЕС объясняется особенностями принятия документов - документы редко перередактировались, вместо этого принимались дополнения и изменения к ним, имеющие свои названия и кодировки. В результате каждый документ превращался в комплект из огромного числа дополнений, изменений и разъяснений, имеющих собственные номера и названия

    Особенности регулирования в США:
    Минимальное нормирование
    Минимальные ограничения для бизнеса
    Максимальная информативность населения.
    Вместе с тем, система регулирования в США рассчитана на хозяйствующих субъектов, действующих в радикально отличающейся от России правовой среде, основанной на прецеденте.

    Как видно из приведенного выше анализа, практически все системы законодательства в области пищевой продукции имеют сходную структуру и принципиально отличаются только количеством регулирующих документов.
    С точки зрения экспертов, наиболее верное решение для России - следовать общепринятой мировой практике.


    Эксперты предложили ориентироваться на следующую структуру законодательства при разработке программ создания технических регламентов в сфере пищевой продукции:
    А. В качестве "горизонтального" принять специальный технический регламент (или регламенты) по следующим вопросам:

    • Об общих принципах государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и кормов
    • О гигиене процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации пищевых продуктов
    • О маркировании и этикетировании пищевых продуктов и кормовых средств
    • О требованиях безопасности материалов и средств, контактирующих с пищевыми продуктами и кормами
    • О пищевых добавках
    • О требованиях безопасности пищевых продуктов для особых категорий потребителей
    • О загрязнителях пищевых продуктов
    • О требованиях безопасности кормов, комбикормов, кормовых добавок и сырья для производства кормов

    Б. В качестве объектов для "вертикальных" регламентов были предложены следующие:

    • Мясо и мясные продукты
    • Мясо птицы и продукты его переработки
    • Яйца и продукты на их основе
    • Молоко и молочные продукты
    • Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки
    • Зерно и продукты его переработки
    • Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия
    • Соя, бобовые культуры и продукты их переработки
    • Кофе и цикорий
    • Чай
    • Плоды, овощи, корнеплоды и продукты их переработки
    • Крахмал, патока
    • Грибы и продукты на их основе
    • Орехи и продукты на их основе
    • Вино и виносодержащие напитки
    • Ликёро-водочные напитки
    • Пиво
    • Безалкогольные напитки
    • Минеральная и бутилированная питьевая вода
    • Соки, нектары и сокосодержащие напитки
    • Кондитерские изделия
    • Джемы, конфитюры, желе, варенье
    • Сахар
    • Жиры животного и растительного происхождения
    • Поваренная соль
    • Мёд и продукция пчеловодства
    Следует отметить, что в части перечисленных выше "вертикальных" регламентов необходимость отпадёт в том случае, если требования к этим объектам регулирования будут полностью покрываться "горизонтальными" регламентами.

    Содержание пунктов раздела А. ("горизонтальный" регламент) экспертами раскрывается следующим образом:

    Об общих принципах государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и кормов
    1. Общие принципы государственной политики обеспечения безопасности пищевых продуктов и кормов в РФ; система контроля "от поля до стола"

    2. Категории пищевых продуктов и кормов, включая новые продукты и продукты генной инженерии; оценка соответствия для новых продуктов и порядок её проведения.

    3. Порядок установления норм безопасности для пищевых продуктов и кормов, общие подходы к оценке и предупреждению рисков. Создание научного органа по оценке рисков в продовольственной сфере.

    4. Общие правила официального контроля пищевых продуктов и кормов;

    5. Оценка соответствия пищевых продуктов и кормов.

    6. Ответственность участников отношений, регулируемых настоящим законом, включая вопросы безопасного обращения продовольственных товаров и кормов на рынке;

    7. Порядок возмещения вреда, причиненного использованием продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.

    8. Система быстрого предупреждения, менеджмент кризисных ситуаций и чрезвычайные ситуации.
    9. Об общих принципах определения сроков годности продукции.

    О гигиене процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации пищевых продуктов
    1. Общие гигиенические требования к производству, хранению, транспортировке, реализации и утилизации пищевых продуктов.
    2. Требования к территории (планировке, конструкции);
    3. Требования к помещениям (включая водоснабжение и канализацию, освещение, производственные и вспомогательные помещения);
    4. Требования к передвижным и /или временным помещениям (павильонам, ларькам, передвижным транспортным средствам для торговли продуктами питания),
    5. Требования к транспорту, оборудованию, инвентарю, таре и их санитарной обработке;
    6. Требования к пищевым отходам;
    7. Требования к личной гигиене сотрудников;
    8. Требования к обучению персонала;
    9. Требования к утилизации пищевых отходов;
    10. Требования к программам санитарной обработки и повышению квалификации специалистов;
    11. Требования к экологической безопасности пищевых производств.


    О маркировании и этикетировании пищевых продуктов и кормовых средств

    1. Общие правила упаковки, маркировки и этикетирования упакованных пищевых продуктов, включая идентификацию партии, к которой относится пищевой продукт;
    2. Информация для потребителя;
    3. О презентации и рекламе;
    4. Классификация видов упаковок;
    5. Информация о наличии генно-модифицированных продуктов.

    О требованиях безопасности материалов и средств, контактирующих с пищевыми продуктами и кормами
    1. Основные требования безопасности материалов и средств, контактирующих с пищевыми продуктами.
    2. Порядок установления предельно допустимых норм выделения вредных веществ из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

    О пищевых добавках
    1. Классификация пищевых добавок.
    2. Основные принципы формирования списков разрешенных и запрещенных пищевых добавок, включая процедурные вопросы;
    3. Порядок внесения дополнений и изменений в перечни разрешенных и запрещённых добавок;
    4. Упаковка и специальная маркировка упакованных пищевых добавок

    О требованиях безопасности пищевых продуктов для особых категорий потребителей
    1. Классификация продуктов для особых категорий потребителей.
    2. Порядок отнесения к указанным группам продукции.
    3. Порядок разрешения использования пищевых продуктов для питания особых категорий потребителей.
    4. Общие требования к данным видам пищевых продуктов.
    5. Требования к сырью и процессам производства.
    6. Особенности упаковки, маркировки и этикетирования.
    7. Оценка соответствия.

    О загрязнителях пищевых продуктов
    1. Общие требования безопасности пищевых продуктов.
    2. Перечень и допустимые уровни концентрации вредных примесей и загрязнителей (включая токсичные элементы, пестициды, микробиологические и прочие загрязнители); порядок внесения дополнений и изменений в перечень.

    О требованиях безопасности кормов, комбикормов, кормовых добавок и сырья для производства кормов
    1. Общие требования безопасности продукции.
    2. Санитарно-ветеринарные требования безопасности производства.
    3. Нормирование показателей безопасности.
    4. Упаковка, маркировка и этикетирование.

    3.3. Формирование информационных баз в сфере регулирования пищевой продукции

    В результате проведенного исследования было проанализировано более одной тысячи нормативно-правовых документов разных стран. Информация, почерпнутая из этих документов, была структурирована в рамках поставленной задачи исследования.
    Фактически, впервые в России, начато формирование информационных баз, предназначенных для обоснования построения систем технических регламентов и обоснования требований, закладываемых в проекты технических регламентов.
    На основании данных экспертов начата работа по:
    1. составлению структурированной по уровням законодательства и группам продукции информационной базы российских и зарубежных нормативно-правовых документов, устанавливающих требования к пищевым продуктам и связанных с ними процессам.
    2. составлению структурированной по группам продукции информационной базы, содержащих термины (определения) и требования к пищевой продукции, принятые в мировой практике и их сравнении с российскими требованиями.
    Следует подчеркнуть, что эта работа только начата, тем не менее, выработанная структура информационных баз позволяет видеть пробелы в массивах данных и заполнять "пустые клетки" целенаправленно и методично.

  •  
    НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
    hosted by .masterhost