e-mail
 
Вход



 
КОНЦЕПЦИЯ
проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон «О техническом регулировании»

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу  1 июля 2003 года, определил правовые основы регулирования отношений, возникающих при разработке технических регламентов, в том числе в части задания требований, оценки соответствия, включая добровольное и обязательное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям, а также государственного надзора (контроля). 

В процессе практического применения требований закона, в частности  при  разработке технических регламентов выявилось, что в правовом поле технического регулирования имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений и дополнений в текст закона.

Предлагаемые изменения и дополнения не затрагивают общую концепцию технического регулирования, установленную Федеральным законом, и направлены на обеспечение более эффективной реализации его положений.

Предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» относятся к следующим блокам.

1. Понятийная основа.

Отдельные понятия, установленные статьей 2, а также понятия, применяемые в иных статьях закона,  не обеспечивают в полной мере четкого их понимания, не исключают неоднозначности  при их толковании и не гармонизированы с общепризнанными в международной практике понятиями. В первую очередь это касается таких понятий, как «декларирование соответствия», «декларация о соответствии», «заявитель», «орган по сертификации», «сертификат соответствия», «национальная система стандартизации», «технический регламент». При этом особое значение для точной юридической квалификации действий участников правоотношений имеет определенность в трактовке таких  понятий как «обращение продукции» и понятий, производных от слова «обращение», включая стадию обращения продукции  (статьи 2, 7, 23, 28, 37 и т. д.), а также понятия «отзыв продукции».

Необходимо также обеспечить развитие понятийной основы с учетом накопленного международного и национального опыта регулирования. Так, целесообразно дополнить статью 2 термином «схемы подтверждения соответствия». Кроме того, принимая во внимание тот факт, что закон распространяется в частности на процессы, связанные с эксплуатацией продукции, необходимо дополнить статью 2 новым термином «ввод в эксплуатацию».

В практике технического регулирования в Российской Федерации наряду с национальными стандартами широко использовались и используются другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти (СНиП, СаНПиН, ФНП и др), которые целесообразно объединить понятием «технические кодексы установившейся практики» и включить соответствующий термин и его определение в статью 2.

При этом необходимо уточнить порядок разработки, внесения изменений в технические кодексы, чтобы он стал доступным и публичным.

2. Общие вопросы.

2.1. В статье 3 для однозначного понимания необходимо уточнить формулировку такого принципа технического регулирования, как «единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедуры обязательной оценки соответствия».

Должны быть обеспечены сопоставимость результатов испытаний (измерений) и воспроизводимость применяемых методов, но не их единство.

2.2. Как следует из статьи 4, «федеральные органы исполнительной власти вправе издавать  в  сфере  технического  регулирования  акты  только рекомендательного  характера,  за  исключением  случаев,  установленных   статьей   5   закона».

Однако в настоящее время приняты и введены в действие  Указы Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. № 649 и «Вопросы структуры исполнительной власти» от 28 июля 2004 № 976, а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающих положения о федеральных органах исполнительной власти, предусматривающие  исполнение федеральными органами исполнительной власти функций по принятию нормативных правовых актов.

Для более четкого разграничения полномочий федерального органа по техническому регулированию (далее – ФОТР) и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере, установленной законом, следует определить функции  ФОТР по аналогии с функциями национального органа по стандартизации, установленными статьей 14.

3.Технические регламенты.

3.1. В пункте 1 статьи 7 установлен ограничительный перечень вопросов, основанных на 12 видах опасностей. Представляется, что законом не учтены все виды опасностей, встречающиеся на практике. Например, отсутствует сейсмическая опасность, информационная опасность, и другие виды опасностей, в том числе связанные  с новыми технологиями и природными явлениями. Таким образом,  введены не  мотивированные ограничения для разработчиков регламентов.  Более того, в связи с развитием техники и технологии могут возникать новые виды и источники опасностей, что потребует внесения дополнительных изменений в Федеральный закон.

Характерно, что подобная практика на международном уровне была признана неправильной и в новой редакции Руководства ИСО/МЭК 51 "Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению в стандарты" подобный закрытый список был исключен.

Следует перечень сделать «открытым» или установить норму, согласно которой виды опасностей необходимо определять для каждого объекта технического регулирования  индивидуально с учетом допустимых рисков причинения вреда.

3.2. Пункт 2 статьи 7 «Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального  закона» для более четкого понимания целесообразно изложить в редакции: «Требования технических регламентов не могут оказывать ограничительные воздействия на осуществление предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для достижения целей, указанных в пункте 1 статьи 6, принимая во внимание риски, которые возникли бы при их невыполнении».

3.3. Пункт 3 статьи 7 следует уточнить, так как  перечисленные правила и формы оценки соответствия не могут устанавливаться в целях принятия технических регламентов. Цели принятия технического регламента однозначно определены статьей 6. Таким образом, целесообразно изложить второе предложение пункта 3 в следующей редакции: «В техническом регламенте должны содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе могут быть приведены схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки проведения оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

3.4.Пункт 4 Статьи 7 дополнить: «В обоснованных случаях допускается в технических регламентах делать ссылки на национальные стандарты и технические кодексы. Если в техническом регламенте дана ссылка на национальный стандарт или технический кодекс, то требования этих документов становятся обязательными для исполнения». Указанное допущение необходимо для продукции, процессов производства, эксплуатации, утилизации требования к которым не имеют стабильного по времени характера, а также в случаях, когда знания о рисках не дают оснований предположить об их окончательном перечне и вероятности происхождения событий, связанных с этими рисками.

3.5. Пункт 11 статьи 7.

Согласно пункту 11 статьи 7  Федерального закона правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов (далее - Правила), идеология и вид этих нормативных документов в области технического регулирования разрабатываются каждым федеральным органом исполнительной власти самостоятельно.

Так как требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 7 Федерального закона), а стандартизация осуществляется в том числе в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и содействию требований технических регламентов (статья 11 Федерального закона), необходимо  обеспечить возможность применения национальных стандартов при производстве и обращении продукции в качестве доказательной базы технических регламентов с учетом принципа недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам, а также с учетом принципа применения в обоснованных случаях международных стандартов как основы разработки национальных стандартов (статья 12 Федерального закона). Наличие национальных стандартов, гармонизированных  с международными стандартами, является основным требованием ряда международных (региональных) систем по подтверждению соответствия (сертификации), к которым присоединилась Российская Федерация.

Учитывая то значение правил и методов исследований (испытаний) и измерений, которое они будут иметь при проведении государственного надзора и контроля, в решении арбитражных споров, для изготовителей при производстве больших групп однородной продукции, ее хранении, транспортировании, эксплуатации, утилизации, возможным случаям взаимного наложения их требований для различной продукции, существенным моментом становится потребность в выработке единой идеологии по вопросам содержания и построения Правил.

Приоритетное использование стандартизованных методов испытаний, в том числе документов государственной системы измерений, остается актуальным, так как при наличии национальных стандартов по методам испытаний, гармонизированных с международными стандартами, разработка иных методов испытаний приведет к появлению новых технических барьеров в торговле. Разработка методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов, разрабатываемых в виде национальных или межгосударственных стандартов, позволит привлечь  к работе технические комитеты по стандартизации, более качественно решать вопросы метрологической экспертизы, сократить номенклатуру видов документов, устанавливающих обязательные требования.

Предлагается Перечень национальных стандартов, порядок его разработки, введения в действие и опубликования утвердить Правительству Российской Федерации.

Разработка данных документов позволит выдержать сжатые сроки и выполнить необходимые процедуры, установленные законодательством для вступления в силу технических регламентов (пункт 10 статьи 7 Федерального закона), а также обеспечить условия для единообразного применения стандартов (статья 12 Федерального закона).

Учитывая предлагаемые изменения по разработке и утверждению Перечня национальных стандартов, выполнение требований которых обеспечивает подтверждение соответствия объекта технического регулирования требованиям регламента, предлагается исключить пункт 9 статьи 16 Федерального закона.

3.6. Пунктом 12 статьи 7 установлено, что Правительством РФ организуется постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов с учетом тяжести этого вреда.

 Учитывая то, что факт причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов должен  быть обоснован путем проведения длительного и специального анализа, а также учитывая необходимость создания единой информационной системы, следует изложить  2 абзац пункта 12 статьи 7 в следующей редакции: «Правительство Российской Федерации организует постоянный учет и анализ всех случаев нарушения требований технических регламентов. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на  осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, организуют и проводят анализ случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а так же информирование  приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в этой области. ».

3.7.Целесообразно в статью 7 ввести следующие нормы:

- «Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в регламенте»;

- «При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническими регламентам в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемой на территории Российской Федерации». 

3.8. Статьей 8 предусмотрена разработка общих технических    регламентов и специальных технических регламентов.

Однако практика свидетельствует о том, что подобная видовая классификация технических регламентов при отсутствии в законе четких классификационных признаков разделения видов регламентов и  многообразии объектов регулирования затрудняет выбор вида регламентов и фактически приводит к дублированию работ и неоправданным издержкам. 

Как следствие, это может привести к созданию новых барьеров, появлению противоречащих друг другу регламентов и к замедлению процессов разработки регламентов. К тому же подобное разделение технических  регламентов не имеет аналогов в международном и национальном праве зарубежных стран.

Представляется целесообразным исключить классификацию регламентов по видам и ограничиться установлением существенных требований к структуре и содержанию регламентов.

3.9. Статья 9 пункт 4. Необходимо доступность текста проекта технического регламента сделать реальной, не зависящей от разработчика. Уведомление о разработке должно сопровождаться официальным опубликованием текста проекта технического регламента в порядке, установленном законом.

3.10.В законе не определены случаи снятия проектов технических регламентов с обсуждения: в каких конкретных случаях, на каком основании и кем. Не установлен верхний предел публичного обсуждения проекта технического регламента, что в ряде случаев приводит в умышленной задержке в разработке регламента.

4. Стандартизация.

4.1. Статья 14. В тексте пункта 1 статьи 14  слова «обеспечивает соответствие  национальной системы стандартизации  интересам  национальной   экономики,   состоянию   материально-технической базы и научно-техническому прогрессу» заменить на: «организует деятельность национальной системы стандартизации и обеспечивает ее соответствие интересам  национальной   экономики,   состоянию   материально-технической базы и научно-техническому прогрессу», что более точно определяет сферу деятельности национального органа по стандартизации.

4.2. Статья 15 пункт 1. Целесообразно уточнить формулировку  национальной системы стандартизации,  так как понятие «национальная система стандартизации» не может сводиться  лишь к определенному набору документов (по-существу, фонду документов по стандартизации), исключая,  в частности, участников работ по стандартизации. Предлагается дополнить формулировку, включив в нее правила по стандартизации и участников системы национальной стандартизации.

4.3. Для уточнения  механизма применения национальных стандартов предлагается абзац второй пункта 2 статьи 15 изложить в редакции следующего содержания: «Национальные стандарты являются добровольными для применения и могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применил национальный стандарт, использовав обозначение национального стандарта или знак соответствия ему в маркировке продукции, транспортной, потребительской таре, эксплуатационной или иной документации, соблюдение требований этого стандарта становится для производителя, поставщика обязательным».

4.4. Формулировку пункта 1 статьи 16 целесообразно дополнить, включив в нее разработку изменений к национальным стандартам, пересмотр их, разработку межгосударственных и международных стандартов, изменения и пересмотр их, в соответствии с международными и межгосударственными обязательствами, которые приняла на себя Российская Федерация. Введение указанных изменений необходимо, т.к. эти работы являются неотъемлемой частью работ по стандартизации. При этом на данную статью имеется ссылка в статье 45 «Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования», что должно позволить осуществлять  финансирование  этих работ из средств федерального бюджета.

4.5. Целесообразно определить порядок разработки, принятия введения в действие и общие требования к техническим кодексам установившейся практики (сводам правил).

5.  Подтверждение соответствия.

5.1. Главу 4 о подтверждении соответствия следует дополнить введением в практику технического регулирования «института» назначенных (уполномоченных) органов. Введение такого «института» обусловлено необходимостью допуска аккредитованных организаций к работам по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как известно, международные правила и процедуры аккредитации, являющиеся основой для разработки нормативных актов Российской Федерации по аккредитации, не содержат каких-либо специальных требований к деятельности аккредитованных организаций в регулируемой сфере. В связи с чем необходимо обеспечить необходимый уровень правомочности федеральных органов исполнительной власти при допуске аккредитованных организаций к работам по техническим регламентам в сфере деятельности федеральных органов.

Целесообразность назначения (уполномочивания) подтверждается также европейским опытом оценки соответствия (решение Совета 93/465/ЕЭС и Директивы ЕС на конкретную продукцию). Таким образом, введение «института уполномоченных организаций» будет способствовать сближению российского и европейского законодательства и позволит создать необходимые условия для развития торговых связей со странами ЕС.

5.2. Формулировка пункта 3 статьи 21 «Система добровольной  сертификации     может    быть зарегистрирована  федеральным  органом  исполнительной  власти  по техническому регулированию.… .» - несет в себе двусмысленность.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована, а может и не быть зарегистрирована. В последнем случае могут действовать незарегистрированные системы добровольной сертификации, которые имеют одинаковые с другими наименования и знаки соответствия. Это будет вводить в заблуждение приобретателей, так как ограничения по наименованию системы и изображению знака соответствия распространяется только на зарегистрированные системы. Система добровольной сертификации должна быть зарегистрирована.

5.3.Согласно пункту 3 статьи 21, срок регистрации системы добровольной сертификации составляет пять дней. Законом предусмотрена возможность отказа в регистрации в случае непредставления документов, указанных в пункте 3 статьи 21, а также при совпадении наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия, зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.  Учитывая, что оговоренные законом пять дней, отведенные на регистрацию системы добровольной сертификации, могут включать выходные (праздничные) дни, этот срок может на практике не соблюдаться по объективным причинам. Для обеспечения гарантии соблюдения норм закона по регистрации системы добровольной сертификации предлагается изменить срок регистрации с пяти дней до десяти дней. 

5.4. Пункт 2 статьи 23. Обязательное подтверждение соответствия.

Формулировку «Форма  и  схемы  обязательного  подтверждения  соответствия  могут  устанавливаться  только  техническим  регламентом  с учетом  степени риска недостижения целей технических регламентов» следует дополнить нормой о том, что Правительство Российской Федерации определяет типовые элементы схем обязательного подтверждения соответствия.

Примером такого документа, устанавливающего единый механизм формирования схем обязательного подтверждения соответствия продукции, может служить действующее в ЕС «Решение Совета ЕС от 22 июля 1993 г. по модулям различных фаз процедур оценки соответствия и правил нанесения и применения маркировки СЕ, предназначенной для применения в директивах по технической гармонизации (93/465/ЕЭС)».

5.5. Требуется уточнение формулировки пункта 3 и пункта 4 статьи 24 в связи с отсутствием упоминания об аккредитации органа по сертификации систем качества (по аналогии с испытательной лабораторией), что  может привести к появлению в деятельности по сертификации некомпетентных организаций (при необязательности регистрации систем добровольной сертификации, к которым относятся и системы сертификации систем качества).

5.6. В абзаце втором пункта 4 статьи 23 Федерального закона следует устранить неточность, заменив формулировку "Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями" на  формулировку "Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на деятельность по подтверждению соответствия продукции одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями".

5.7. В пункте 4 статьи 24 слова "форма подтверждения соответствия" следует заменить словами "схема декларирования",  так как форма подтверждения соответствия в статье 24 одна – декларирование соответствия.

5.8. Пунктом 6 статьи 24 предусмотрено, что регистрация (в течение 3-х дней) оформленной по установленным правилам декларации о соответствии осуществляется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, т.е. централизовано. Такой порядок регистрации декларации о соответствии создаст дополнительный технический барьер для заявителей, находящихся в удаленных от Москвы регионах Российской Федерации.

Предлагается внести изменения в закон, предусматривающие регистрацию  деклараций о соответствии в органах по сертификации, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в орган по сертификации оформленную декларацию о соответствии. Орган по сертификации ведет реестр зарегистрированных деклараций о соответствии в электронном виде и на бумажных носителях.

Порядок ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за предоставление сведений и орган, осуществляющий ведение единого реестра деклараций о соответствии, должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за предоставление сведений и орган, осуществляющий ведение единого реестра деклараций о соответствии, должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Порядок передачи органами по сертификации сведений о зарегистрированных декларациях о соответствии в единый реестр деклараций о соответствии должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Срок передачи сведений органом по сертификации в единый реестр не может превышать десяти дней со дня регистрации декларации о соответствии.

Предлагается также внести положение о том, что размер оплаты за регистрацию декларации о соответствии в органе по сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.9. В статье 26 (пункт 2) следует установить требования к соблюдению конфиденциальности органами по сертификации при проведении процедур подтверждения соответствия.

5.10. В пункте 3 статьи 26 предлагается исключить первый абзац. Абзац 2 пункта 3 следует изложить в редакции следующего содержания: «Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений, порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение указанного реестра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

5.11. В пункте 4 статьи 26 необходимо устранить очевидную терминологическую неточность. Продукция не измеряется, измеряются соответствующие показатели и параметры, ее характеризующие.

5.12. Пункт 2 статьи 27. Установленная в первом абзаце норма: «Маркировка  знаком  обращения   на   рынке   осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом» не позволяет устанавливать правила применения знака обращения на рынке, в том числе в технических регламентах. Маркировка без правил  может ввести в заблуждение приобретателя, например, при нанесении знака на составную часть, являющуюся комплектующим изделием. В ЕС Решением Совета 93/465/ЕЭС устанавливаются общие правила применения аналогичного знака (СЕ), а в директивах на продукцию они детализируются. Необходимо предусмотреть возможность разработки общих правил маркирования продукции знаком обращения на рынке и уровень их утверждения, обеспечивающий единое применение таких правил.

5.13. В статье 29 Федерального закона «Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»  не установлен механизм разработки проекта списков продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, для таможенного оформления, и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку этого списка.  В целях определения этого механизма, предлагается уточнить содержание  статьи 29 Федерального закона,  в первую очередь в части разработки списков продукции для целей таможенного оформления федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела и федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и разработчиками технического регламента.

6.Государственный контроль (надзор).

6.1. В пункте 1  статьи 32 следует  заменить «подведомственные государственные учреждения» на «территориальные органы»  поскольку в соответствии с проводимой административной реформой  осуществление государственного контроля (надзора) возложено на федеральные службы (агентства) и их территориальные органы.

6.2. Статья 34. В пункт 1  требуется  внести уточнение.

Одно и то же право – приостановить или прекратить действие сертификата соответствия – имеют органы государственного контроля (надзора) и органы по сертификации (статья 26, пункт 2, абзац 5). Целесообразно определить, что осуществление этих процедур  должен проводить тот орган, который выдал сертификат, в том числе по представлению органов государственного контроля (надзора).

6.3. Из статьи 40 пункта 1 следует исключить возможность иным лицам обращаться в суд с иском об отзыве продукции на основании имеющихся у них сведений о бездействии изготовителя (продавца).

Так же, из пункта 2 статьи 40 следует  исключить возможность выполнения отзыва продукции истцом (контрольными органами) поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебного решения осуществляется исключительно органами исполнительного производства.

7. Ответственность органа по сертификации и аккредитованной испытательной  лаборатории (центра).

Целесообразно статьи 41 и 42 изложить унифицированными нормами в части ответственности экспертов.

8. Информационное обеспечение технического регулирования.

8.1.Статья 44. Предлагается  Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов назвать Федеральным информационным фондом в сфере технического регулирования, куда включить все виды документов, связанных с видами оценок соответствия, применяемых в сфере технического регулирования (измерения, аккредитация, контроль и т.д.), а также  перечень (реестр) средств измерений, допущенных к применению («Перечень проблемных вопросов ...», а также «перечень (реестр) таблиц стандартных справочных данных», как один из основных элементов обеспечения единства измерений. В состав документов указанного информационного фонда целесообразно также включить стандарты на правила и методы исследований (испытаний).

9. Финансирование в области технического регулирования.

9.1.В статье 45 «Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования» целесообразно уточнить работы, финансируемые из средств федерального бюджета, добавив финансирование:

-  разработки правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

- разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения технических регламентов;

-  опубликования проекта ФЗ о техническом регламенте, принятого Государственной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

-  работ по регистрации систем добровольной сертификации и по ведению единого реестра систем добровольной сертификации;

-  работ по ведению общероссийских классификаторов;

-  работ по ведению единого реестра сертификатов соответствия и единого реестра деклараций о соответствии;

-   а также работ по учету и анализу случаев нарушения  требований технических регламентов и случаев причинения вреда вследствие их нарушения.

10. Переходный период.

10.1. Согласно пункту 1 статьи 46 до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Аналогичная норма в отношении правил  и процедур обязательного  подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) статьей 46 закона впрямую не определена, хотя необходимость такого подтверждения соответствия установлена в пунктах 2, 3, 4 этой статьи.

Закон устанавливает нормы, относящиеся к декларированию соответствия и обязательной сертификации (статьи 24, 25, 26)  для продукции, на которую уже вступили в силу соответствующие технические регламенты. Распространение норм этих статей на продукцию, на которую не вступили в силу соответствующие технические регламенты, невозможно в полной мере. Например, статья 24 пункт 5 устанавливает, что декларация о соответствии должна отражать положения технического регламента, статья 25  предусматривает установление схем сертификации, срока действия сертификата соответствия в техническом регламенте.

Для обеспечения возможности практического проведения обязательного подтверждения соответствия  продукции и государственного контроля (надзора) за продукцией, на которую не вступили в силу соответствующие технические регламенты, а также устранения возникшей правовой неопределенности, целесообразно использовать для такой продукции отработанные на практике и основанные на международном опыте действовавшие ранее правила и процедуры обязательного подтверждения соответствия.

Предлагается внести изменение в статью 46 пункт 2, изложив его в новой редакции следующего содержания:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательное подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор) осуществляются в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до вступления в силу настоящего закона.». 

Внесение такой поправки основано на том, что действовавшие ранее правила и процедуры обязательного подтверждения соответствия, установленные в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечают целям и принципам подтверждения соответствия, определенным статьями 18 и 19 Федерального закона "О техническом регулировании".

10.2.Пункт 3 статьи 46 предлагается изложить в редакции следующего содержания:

"Правительство Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждает единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается декларацией о соответствии, а также ежегодно осуществляет перевод отдельных видов продукции из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, в перечень продукции, соответствие которой подтверждается декларацией о соответствии.

Для целей таможенного оформления продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов списки продукции формируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере таможенного дела по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования и должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Указанные списки формируются на основе перечней, указанных в абзаце 1 настоящего пункта с учетом положений абзаца 1 пункта 1 статьи 29 Федерального закона, с указанием наименования каждого вида продукции и ее кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и вида документа, подтверждающего ее соответствие обязательным требованиям.».

 

Основная цель подготовки   проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» заключается в уточнении норм регулирования  отношений, возникающих при разработке и применении технических регламентов, направленном на однозначное понимание норм закона, гармонизацию терминов и отдельных положений закона с мировой практикой технического регулирования и европейскими директивами, устранении  очевидных   неточностей. При этом не нарушается концепция технического регулирования, положенная в основу Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».        


ОСНОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании»


п/п
Название блока изменений и дополнений Статьи ФЗ, относящиеся к блоку Краткая характеристика изменений и дополнений
1 2 3 4
1 Обеспечение правового поля технического регулирования до вступления в силу технических регламентов Статья 46
пункт 2
Для обеспечения возможности практического проведения обязательного подтверждения соответствия  и государственного контроля (надзора) для продукции, на которую не вступили в силу технические регламенты, и устранения возникшей правовой неопределенности, связанной с отсутствием в статье 46 указания на действующие в переходный период правила и процедуры, целесообразно дополнить эту статью нормами об  использовании действовавших ранее правил и процедур обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора)
Статья 46
пункт 3
Для обеспечения единого подхода к формированию перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, предлагается определять указанные перечни Правительством Российской Федерации. В целях таможенного оформления товаров в переходный период предлагается формировать соответствующие списки товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на основе указанных перечней федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями
2 Обеспечение разработки и реализации технических регламентов Статья 7
пункт 1
Перечень видов безопасности, приведенный в Законе, сделать «открытым», что позволит учесть различные виды опасностей, как природных, так и техногенных, при разработке регламентов
  Статья 8
пункт 1
Исключить классификацию регламентов по видам, и ограничиться установлением существенных требований к структуре и содержанию регламентов
  Статья 7
пункт 11
В целях обеспечения возможности применения широко используемых в промышленности и товарообороте национальных стандартов  и технических кодексов установившейся практики (сводов правил) в качестве доказательной базы технических регламентов и гармонизации с международной практикой технического регулирования, предлагается: перечень национальных стандартов и технических кодексов установившейся практики (сводов правил), порядок его разработки и ведения утверждать Правительству РФ, что обеспечит условия единообразного применения указанных документов, в том числе на методы исследований (испытаний)
  Статья 9 пункт 3 Для повышения эффективности процедуры разработки технических регламентов предлагается сопровождать уведомление о разработке официальным опубликованием текста проекта технического регламента в порядке, установленном законом
3 Общие вопросы технического регулирования Статья 9а Для более четкого разграничения полномочий федерального органа по техническому регулированию и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере, установленной законом, предлагается определить его функции  по аналогии с функциями национального органа по стандартизации, установленными статьей 14 ФЗ
4 Вопросы стандартизации Статья 15
пункт 1
Учитывая значимость национальной системы стандартизации для технического регулирования, предлагается включить в национальную систему стандартизации участников работ по стандартизации и правила по стандартизации
    Статьи 2,  7 (пункты. 8 и 11), 12, 13, 15 (пункты.1,2), 21, 43, 44, 45. Для выполнения целей технического регулирования, определенных Законом, применение  только национальных стандартов может оказаться недостаточным. В международной практике для этого широко используется такой вид документа, как технический кодекс установившейся практики (свод правил); в российской практике к такому виду документов могут быть отнесены строительные, санитарные и другие правила и нормы. Предлагается ввести в текст  Закона такие документы, а порядок их разработки, принятия и утверждения определить Правительству РФ
    Статья 15
пункт 2
Согласно Закону, национальные стандарты являются добровольными для применения. В то же время, если производитель продукции применил национальный стандарт на стадиях разработки, производства, эксплуатации и т.д., и использует обозначение этого стандарта в маркировке продукции (или в технической сопроводительной документации), соблюдение требований стандарта должно быть для производителя обязательным.  Это положение отвечает применяемому в Европе принципу «презумпции соответствия» и позволяет гармонизировать российское законодательство с законодательством государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и Соглашения Единого экономического пространства  (ЕЭП).  
5 Вопросы подтверждения соответствия Статья 23
пункт 2
Для обеспечения единого подхода к установлению схем обязательного подтверждения соответствия в технических регламентах типовые схемы обязательного подтверждения соответствия продукции и общие правила маркирования ее знаком обращения на рынке определяются Правительством Российской Федерации  
    Статья 23 пункт 1, статья 24 пункт 1,
статья 2 (определение термина)
В целях создания инфраструктуры реализации технических регламентов и инфраструктуры обязательного подтверждения соответствия их требованиям предлагается Правительству РФ определять федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретного технического регламента, который назначает органы по сертификации из числа аккредитованных в установленном порядке, для выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия требованиям этого регламента. Порядок назначения органов по сертификации определяется Правительством Российской Федерации. Такой подход позволит обеспечить гармонизацию процедур и взаимное признание результатов подтверждения соответствия со странами ЕС  
    Статья 24
пункт 6
Для снятия дополнительного барьера для заявителей, находящихся в отдаленных регионах страны, предлагается предусмотреть регистрацию деклараций о соответствии в органах по сертификации взамен единого регистрирующего органа – федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
    Статья 29
пункт 1
Для  устранения неоправданных барьеров при ввозе товаров на территорию Российской Федерации предлагается  определить механизм разработки списков продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов для таможенного оформления
    Статья 21
пункт 3
В целях повышения эффективности деятельности по добровольной сертификации и исключения случаев введения в заблуждение приобретателей предлагается ввести обязательную регистрацию систем добровольной сертификации; для обеспечения гарантии соблюдения норм закона по срокам регистрации систем предлагается изменить его с 5 до 10 дней
6 Вопросы государственного контроля (надзора) Статья 7
пункт 12
С целью практической реализации требований закона предлагается включить в обязанности органов государственного контроля  (надзора) учет случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технического регламента, что позволит получать реальную статистику по нарушениям требований технических регламентов и причинению вреда  
7 Вопросы бюджетного финансирования Статья 45 В целях эффективного выполнения положений закона предлагается дополнить перечень работ, которые должны финансироваться из средств федерального бюджета, в части разработки технических кодексов установившейся практики, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, работ по ведению классификаторов, единых реестров сертификатов и деклараций о соответствии, работ по регистрации систем добровольной сертификации, а также работ по учету и анализу случаев нарушения требований технических регламентов  
8 Понятийный аппарат Статья 2 В целях обеспечения четкого понимания терминов в области технического регулирования,  исключения неоднозначности  при их толковании и гармонизации с общепризнанными в международной практике понятиями предлагается уточнить определения  таких понятий, как «декларирование соответствия», «декларация о соответствии», «заявитель», «орган по сертификации», «сертификат соответствия», «национальная система стандартизации», «технический регламент», а также ввести определение понятий «ввод в эксплуатацию»,  «обращение продукции», «технический кодекс установившейся практики (свод правил)» .
9 Уточнение отдельных норм Статья 3 Для однозначного понимания необходимо уточнить формулировку такого принципа технического регулирования, как «единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедуры обязательной оценки соответствия», так как.
      должны быть обеспечены сопоставимость результатов испытаний (измерений) и воспроизводимость применяемых методов, но не их единство
    Статья 24
пункт 3 
Требуется уточнение формулировки в связи с отсутствием упоминания об аккредитации органа по сертификации систем качества, что  может привести к появлению в деятельности по сертификации некомпетентных организаций
  Статья 26
пункт 4
Необходимо устранить очевидную терминологическую неточность. Продукция не измеряется, измеряются соответствующие показатели и параметры, ее характеризующие
    Статья 23
пункт 4
Законом определено, что  Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения. Однако, данный Закон не регулирует отношения при установлении цен на продукцию.  

Концепция проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» представлена Членом Рабочей группы РСПП по техническому регулированию, заместителем руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С. В. Пугачёвым

  Источник: Рабочая группа по техническому регулированию

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost