e-mail
 
Вход



 
КОНЦЕПЦИЯ
проекта федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О техническом регулировании»

I. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАКОНОПРОЕКТА

Основная цель подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» заключается в уточнении норм технического регулирования, направленном на однозначное понимание норм закона, гармонизацию отдельных положений закона с мировой практикой технического регулирования и европейскими директивами, в устранении очевидных неточностей. Законопроект не нарушает основные принципы технического регулирования, положенные в основу Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и направлен на обеспечение более эффективной реализации его положений.

II. МЕСТО БУДУЩЕГО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Будущий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» дополняет и уточняет положения Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОПРОЕКТА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 года, определил правовые основы регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; а также оценке соответствия.

В процессе практического применения требований закона, в частности при разработке технических регламентов выявилось, что в правовом поле технического регулирования имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений и дополнений в текст закона.

Для устранения имеющихся недостатков правового регулирования предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О техническом регулировании», которые сформулированы в виде следующих блоков.

1.Термины и определения

Анализ основных понятий, приведенных в Федеральном законе, показал, что ряд определений терминов нуждается в уточнении с целью гармонизации с международной терминологией, а некоторые важные с точки зрения технического регулирования понятия не определены. Так, например,

Федеральным законом предусмотрена такая форма оценки соответствия, как приемка и ввод объекта в эксплуатацию, при этом определение данного понятия отсутствует. Учитывая важность этой формы оценки соответствия при техническом регулировании в таких областях как, например, строительство, энергетика, целесообразно включить в статью 2 определение понятий «приемка» и «ввод в эксплуатацию».

Кроме того, в ряде статей Федерального закона «О техническом регулировании» используется понятие «обращение продукции» (статьи 2, 12, 23, 28, 37, 46). Для точной юридической квалификации действий участников правоотношений предлагается включить в статью 2 определение термина «обращение продукции». С целью определения действий участников правоотношений предлагается также уточнить определение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», а также ряд других понятий.

2. Вопросы переходного периода

2.1. Для обеспечения возможности практического проведения оценки соответствия, в том числе обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) для продукции, на которую не вступили в силу технические регламенты, и устранения возникшей правовой неопределенности, связанной с отсутствием в статье 46 указания на действующие в переходный период правила и процедуры, целесообразно дополнить данную статью нормами об использовании в этот период правил и процедур оценки соответствия, принятых до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

2.2. До вступления в силу соответствующих технических регламентов различными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации ведутся перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Для обеспечения выполнения целей технического регулирования до вступления в силу соответствующих технических регламентов, предлагается, чтобы Правительство Российской Федерации ежегодно утверждало единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается декларацией о соответствии.

3. Общие вопросы технического регулирования

3.1. В пункте 1 статьи 7 установлено, что технические регламенты должны содержать требования, основанные на 12 видах опасностей. При этом не учтены все виды природных и техногенных опасностей, встречающиеся на практике и, таким образом, введены не мотивированные ограничения, так как в связи с развитием техники и технологии могут возникать новые виды и источники опасностей, что потребует внесения дополнительных изменений в Федеральный закон. Предлагается установить, что технические регламенты могут учитывать и иные виды опасностей (пункт 1 статьи 7), в том числе и при разработке общих технических регламентов (пункт 4 статьи 8).

3.2. Учитывая особенности технического регулирования в отношении ядерно опасных и радиационно опасных объектов использования атомной энергии, целесообразно в статье 5 предоставить право Правительству Российской Федерации определять особенности технического регулирования в областях, перечисленных в статье 5, а также в области использования ядерно опасных и радиационно опасных объектов. В связи с изменением статьи 5 следует привести в соответствие с ней положения других статей Федерального закона (пунктов 4, 7 статьи 7, пункта 2 статьи 9, абзаца 2 статьи 12, пункта 2 статьи 16, пункта 7 статьи 46).

3.3. Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов (далее - Правила), разрабатываются каждым федеральным органом исполнительной власти самостоятельно в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая то большое значение правил и методов исследований (испытаний) и измерений, которое они будут иметь при проведении государственного контроля (надзора), в решении арбитражных споров, существенным моментом становится потребность в выработке единого подхода к содержанию и построению Правил.

Использование национальных стандартов по методам испытаний (измерений), гармонизированных с международными стандартами, позволяет обеспечить требуемую точность, сходимость и воспроизводимость результатов испытаний, необходимых для применения технических регламентов. Применение иных, не стандартизованных методов испытаний, может привести к появлению новых технических барьеров в торговле.

В целях сокращения сроков разработки Правил и использования стандартизованных методов испытаний, целесообразно, чтобы Правительство Российской Федерации утверждало Перечень национальных стандартов на методы исследований (испытаний) и измерений, на правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, а также утверждало порядок его разработки, введения в действие.

Целесообразно также, чтобы в случае отсутствия стандартизованных методов можно было использовать иные методы, аттестованные в установленном порядке.

3.4. В Федеральном законе (пункт 1 статьи 15) дано недостаточно полное описание национальной системы стандартизации, сводящееся только к национальным стандартам и общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации. Целесообразно уточнить описание национальной системы стандартизации, включив в него правила по стандартизации и участников национальной системы стандартизации.

4. Подтверждение соответствия

4.1. Для снятия дополнительного барьера для заявителей, находящихся в отдаленных регионах страны, предлагается предусмотреть регистрацию деклараций о соответствии в органах по сертификации взамен единого регистрирующего органа - федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Орган государственной власти, его подведомственные организации, осуществляющие ведение единых реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, а также размер платы за регистрацию декларации должны определяться Правительством Российской Федерации.

4.2. Статью 25 предлагается дополнить пунктом, содержащим описание схем обязательной сертификации аналогично со схемами декларирования, установленными в статье 24 Федерального закона, что обеспечит единый механизм установления схем в технических регламентах, и не позволит устанавливать в технических регламентах схемы, неоправданно обременительные для заявителя.

5. Государственный контроль (надзор).

5.1. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, орган государственного контроля (надзора) не может приостановить или прекратить действие сертификата соответствия, выданного органом по сертификации на основании договора с заявителем. Поэтому в пункте 1 статьи 34 целесообразно определить, что осуществление процедур приостановления или прекращения действия сертификата соответствия должен проводить тот орган, который выдал сертификат (в случае его отсутствия - орган по аккредитации), в том числе по представлению органов государственного контроля (надзора).

5.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебного решения осуществляется исключительно органами исполнительного производства, поэтому следует исключить норму о возможности выполнения отзыва продукции истцом (пункт 2 статьи 40).

6. Финансирование в области технического регулирования.

Учитывая, что в законе определено финансирование за счет средств федерального бюджета не всех работ в области технического регулирования, организуемых и проводимых федеральными органами исполнительной власти, в статье 45 целесообразно уточнить виды этих работ, включив в том числе: разработку правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения технических регламентов, ведение единых реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

7. Редакционные уточнения

В пункте 4 статьи 23 установлено, что при определении стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия предусматривается применение единых цен на продукцию. Предлагается устранить редакционную неточность, указав, что предусматривается применение единых принципов установления стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия.

IY. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА

Введение в действие данного законопроекта позволит повысить эффективность технического регулирования, будет способствовать повышению качества разработки технических регламентов, формированию единого экономического пространства, обеспечению безопасности продукции и повышению конкурентоспособности российских товаров.

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost