e-mail
 
Вход



 
КОНЦЕПЦИЯ
проекта федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

I. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАКОНОПРОЕКТА

Основная цель подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» заключается в уточнении норм технического регулирования, направленном на однозначное понимание норм закона, гармонизацию отдельных положений закона с мировой практикой технического регулирования и европейскими директивами, в устранении очевидных неточностей. Законопроект не нарушает основные принципы технического регулирования, положенные в основу Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и направлен на обеспечение более эффективной реализации его положений.

II. МЕСТО БУДУЩЕГО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Будущий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» дополняет и уточняет положения Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОПРОЕКТА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 года, определил правовые основы регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; а также оценке соответствия.

В процессе практического применения требований закона, в частности при разработке технических регламентов выявилось, что в правовом поле технического регулирования имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений и дополнений в текст закона.

Для устранения имеющихся недостатков правового регулирования предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О техническом регулировании», которые сформулированы в виде следующих блоков.

1. Термины и определения

Анализ основных понятий, приведенных в Федеральном законе, показал, что ряд определений терминов нуждается в уточнении с целью гармонизации с международной терминологией, а некоторые важные с точки зрения технического регулирования понятия не определены. Так, например,

Федеральным законом предусмотрена такая форма оценки соответствия, как приемка и ввод объекта в эксплуатацию, при этом определение данного понятия отсутствует. Учитывая важность этой формы оценки соответствия при техническом регулировании в таких областях как, например, строительство, энергетика, целесообразно включить в статью 2 определение понятий «приемка» и «ввод в эксплуатацию».

Кроме того, в ряде статей Федерального закона «О техническом регулировании» используется понятие «обращение продукции» (статьи 2, 12, 23, 28, 37, 46). Для точной юридической квалификации действий участников правоотношений предлагается включить в статью 2 определение термина «обращение продукции». С целью определения действий участников правоотношений предлагается также уточнить определение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», а также ряд других понятий.

2. Вопросы переходного периода

2.1. Для обеспечения возможности практического проведения оценки соответствия, в том числе обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) для продукции, на которую не вступили в силу технические регламенты, и устранения возникшей правовой неопределенности, связанной с отсутствием в статье 46 указания на действующие в переходный период правила и процедуры, целесообразно дополнить данную статью нормами об использовании в этот период правил и процедур оценки соответствия, принятых до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Для обеспечения гармонизации российских норм и правил с международными документами, принятыми в переходный период, и в целях обеспечения защиты жизни или здоровья-- граждан, их имущества, охраны окружающей среды, предлагается статью 46 дополнить нормами, допускающими внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти до вступления в силу технических регламентов.

2.2. До вступления в силу соответствующих технических регламентов различными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации ведутся перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Для обеспечения выполнения целей технического регулирования до вступления в силу соответствующих технических регламентов, предлагается, чтобы Правительство Российской

Федерации ежегодно утверждало единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается декларацией о соответствии.

3. Общие вопросы технического регулирования

3.1. В пункте 1 статьи 7 установлено, что технические регламенты должны содержать требования, основанные на 12 видах опасностей. При этом не учтены все виды природных и техногенных опасностей, встречающиеся на практике и, таким образом, введены не мотивированные ограничения, так как в связи с развитием техники и технологии могут возникать новые виды и источники опасностей, что потребует внесения дополнительных изменений в Федеральный закон. Предлагается установить, что технические регламенты могут учитывать и иные виды опасностей (пункт 1 статьи 7).

3.2. Пунктом 4 статьи 8 установлен ограничительный перечень вопросов, по которым принимаются общие технические регламенты. При этом не учтены все виды природных и техногенных опасностей, распространяющихся на широкие группы продукции, что должно быть предметом общих технических регламентов. Так, например, химическая безопасность относится к широким группам объектов регулирования, и, следовательно, должна быть предметом общего технического регламента.

Предлагается перечень вопросов, по которым принимаются общие технические вопросы, сделать открытым.

3.3. Учитывая особенности технического регулирования в отношении ядерно опасных и радиационно опасных объектов использования атомной энергии, целесообразно в статье 5 предоставить право Правительству

Российской Федерации определять особенности технического регулирования в областях, перечисленных в статье 5, а также в области использования ядерно опасных и радиационно опасных объектов.

Кроме того, в настоящее время средства защиты информации и продукция, сведения о которой составляют государственную тайну, разрабатываются не только в рамках государственного оборонного заказа. Предлагается уточнить редакцию статьи 5 применительно к особенностям технического регулирования средств защиты информации и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.

В связи с изменением статьи 5 следует привести в соответствие с ней положения других статей Федерального закона (пунктов 4, 7 статьи 7, пункта 2 статьи 9, абзаца 2 статьи 12, пункта 2 статьи 16, пункта 6 статьи 46).

3.4. Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов (далее - Правила), разрабатываются каждым федеральным органом исполнительной власти самостоятельно в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая то большое значение правил и методов исследований (испытаний) и измерений, которое они будут иметь при проведении государственного контроля (надзора), в решении арбитражных споров, существенным моментом становится потребность в выработке единого подхода к содержанию и построению Правил.

Использование национальных стандартов по методам испытаний (измерений), гармонизированных с международными стандартами, позволяет обеспечить требуемую точность, сходимость и воспроизводимость результатов испытаний, необходимых для применения технических регламентов. Применение иных, нестандартизованных методов испытаний, может привести к появлению новых технических барьеров в торговле.

В целях сокращения сроков разработки Правил и использования стандартизованных методов испытаний, целесообразно, чтобы Правительство Российской Федерации утверждало Перечень национальных стандартов на методы исследований (испытаний) и измерений, на правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, применяемых при проведении государственного контроля (надзора), а также утверждало порядок его разработки, введения в действие.

В случае отсутствия стандартизованных методов, предлагается применять порядок разработки и утверждения Правил, определенный пунктом 11 статьи 7.

3.5. В Федеральном законе (пункт 1 статьи 15) дано недостаточно полное описание национальной системы стандартизации, сводящееся только к национальным стандартам и общероссийским классификаторам технико- экономической и социальной информации. Целесообразно уточнить описание национальной системы стандартизации, включив в него правила по стандартизации и участников национальной системы стандартизации.

4. Подтверждение соответствия

4.1. Для снятия дополнительного барьера для заявителей, находящихся в отдаленных регионах страны, предлагается предусмотреть регистрацию деклараций о соответствии в органах по сертификации взамен единого регистрирующего органа - федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Орган государственной власти, его подведомственные организации, осуществляющие ведение единых реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, а также размер платы за регистрацию декларации должны определяться Правительством Российской Федерации.

4.2. Статью 25 предлагается дополнить пунктом, содержащим описание схем обязательной сертификации аналогично со схемами декларирования, установленными в статье 24 Федерального закона, что обеспечит единый механизм установления схем в технических регламентах, и не позволит устанавливать в технических регламентах схемы, неоправданно обременительные для заявителя.

4.3. В целях устранения избыточных барьеров в торговле, связанных с ограничением срока действия сертификата соответствия, предлагается в статью 26 пункт 2 внести дополнение, устанавливающее в качестве функции органа по сертификации продление срока действия сертификата по результатам проведенного контроля за сертифицированной продукцией.

5. Государственный контроль (надзор).

5.1. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, орган государственного контроля (надзора) не может приостановить или прекратить действие сертификата соответствия, выданного органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Поэтому в пункте 1 статьи 34 целесообразно определить, что осуществление процедур приостановления или прекращения действия сертификата соответствия должен проводить тот орган, который выдал сертификат (в случае его отсутствия - орган по аккредитации), по представлению органов государственного контроля (надзора).

5.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебного решения осуществляется исключительно органами исполнительного производства, поэтому следует исключить норму о возможности выполнения отзыва продукции истцом (пункт 2 статьи 40).

6. Финансирование в области технического регулирования.

Учитывая, что в законе определено финансирование за счет средств федерального бюджета не всех работ в области технического регулирования, организуемых и проводимых федеральными органами исполнительной власти, в статье 45 целесообразно уточнить виды этих работ, включив в том числе: разработку правил и норм в области стандартизации, разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения технических регламентов, ведение единых реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

7. Редакционные уточнения

В пункте 4 статьи 23 установлено, что при определении стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия предусматривается применение единых правил и принципов установления цен на продукцию. Учитывая, что данная статья относится к обязательному подтверждению соответствия, предлагается устранить редакционную неточность, указав, что предусматривается применение единых принципов установления стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия.

IY. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА

Введение в действие данного законопроекта позволит повысить эффективность технического регулирования, будет способствовать повышению качества разработки технических регламентов, формированию единого экономического пространства, обеспечению безопасности продукции и повышению конкурентоспособности российских товаров.

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost