e-mail
 
Вход



 
Сотни регламентов не лучше двадцати директив
Российская газета, 14.12.05
Владимир Потапенко

В ПОСЛЕДНЕЕ время в различных центральных и региональных СМИ довольно часто появляются сообщения о деятельности Рабочей группы по техническому регулированию Российского союза промышленников и предпринимателей, о мероприятиях, которые она проводит. Наш корреспондент встретился с ответственным секретарем этой организации
А.Н. Лоцмановым.

Российская газета

Только начали выполнять и уже - поправлять?

Лоцманов

Дело в особенности нашего закона. В сферу его действия попали вопросы техники безопасности и охраны труда... Аналогичных регламентов нет ни в одной стране мира, так как они невольно дублируют уже существующие документы и правила техники безопасности. Выходит, и силы, и средства направляются, мягко говоря, не туда.

В Европе существуют 24 директивы. Наши бывшие братские республики Украина, Беларусь, Казахстан тоже решили создать по 24 технических регламента. Украина и Беларусь уже подготовили и приняли по 7 регламентов, Казахстан идет тем же путем. Мы идем своим. Вот в одной из программ предлагается целых 450 регламентов. Эти документы должны быть не только разработаны за оставшиеся четыре года, но они должны быть приняты в виде законов, что, мягко говоря, проблематично.

Дело в том, что процессы безопасности производства сегодня описываются правилами и регламентами различного ранга. Что-то описано на уровне общих правил техники безопасности, согласованных с профсоюзами, что-то на уровне отрасли, что-то на уровне завода. Эта система может гибко реагировать на изменение условий производства. Поменялась технология - поменяли правила техники безопасности. Теперь представьте. Изменили технологию. Менять технический регламент? А ведь это федеральный закон! Наверное, это не совсем правильно. Поэтому мы уже сегодня поднимаем вопрос о внесении поправки в Закон "О техническом регулировании". Лучше исправить один закон, чем постоянно вносить изменения в целую их систему.

Есть еще один нюанс. Все-таки мы делаем эту работу под флагом интеграции России в мировой экономический процесс. Но что может получиться при вступлении в ВТО? Эти регламенты, которые касаются процессов производства, могут быть истолкованы как административные барьеры в торговле и оспорены через международный суд. Тому есть примеры. США пытались регламентировать правила рыбной ловли. Когда покупали рыбу или креветок, требовали выполнения этих регламентов. Требования американцев были оспорены другими странами через международный суд и остались неудовлетворенными. Мы можем попасть в такую же ситуацию. Потратим силы и средства, а пользы - грош.

РГ

Почему, на ваш взгляд, у нас это происходит?

Лоцманов

В России пока нет однозначной и общепринятой интерпретации понятия "минимально необходимые технические требования". Поэтому государству приходится решать непростую задачу по установлению перечня обязательных требований с учетом обеспечения баланса интересов государства, потребителей и производителей.

Одной из проблем при создании технических регламентов стало то, что дело поручается какой-то одной отдельной организации. Бывает, что регламент пишет организация, близкая к контролирующим органам, и она записывает как можно больше различных операций по проверке продукции, по ее сертификации, по контрольным испытаниям.

Мы считаем, что к разработке регламента с самого начала должны привлекаться все заинтересованные организации. Общественный совет при минпромэнерго подготовил методику по разработке регламентов, где эти ошибки учтены.

РГ

Остается пожелать вам дальнейших успехов.

Источник: Российская газета

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost