e-mail
 
Вход



 
Нестандартное решение

Требования к выпуску любой продукции в России до настоящего времени определяются ГОСТами - государственными стандартами и иными ведомственными документами (САНПиНами, ОСТами и др.), разработанными еще в СССР. В 2003 году вступил в силу закон, согласно которому, ГОСТы сохранили силу лишь в той части, в которой они определяли соблюдение норм безопасности производства и продукции. Все остальные требования ГОСТов стали необязательными для исполнения.
На смену системе ГОСТов должны прийти технические регламенты - документы, которые будут определять требования по безопасности к целым группам производств и товаров. С принятием техрегламентов ГОСТы окончательно утратят обязательную силу.

Марина Константиновна, первый вопрос я задам вам по просьбе одних своих знакомых бизнесменов. Они хотят наладить в России выпуск профилей ПВХ - тех, что применяются в пластиковых стеклопакетах. Их западный партнер - не буду его называть, но это известнейшая в мире фирма. Однако разрешение от российских органов технического регулирования эти предприниматели не получили - якобы технология, которую они получат от своих западных партнеров, не отвечает нашим нормам по безопасности. Как так: помешанных на экологии западников нормы устраивают, а нас нет?

Без изучения обстоятельств дела вряд ли я могу сказать сейчас что-то конкретное. Но очень часто наши нормы, может быть их отдельные параметры действительно строже, чем, к примеру, в Евросоюзе или США. Так, что можно сказать, что это мы, как вы говорите, "помешаны" на безопасности. Часто это правильно и хорошо.

Не могу спорить. Но как в таких случаях бизнесу поступать?

Выход простой: если кто-то не согласен с решениями официальных органов, он может пойти в арбитражный суд и подать иск. У меня нет сейчас на руках точной статистики, но могу сказать, что примеры, когда бизнес выигрывает, есть.

И все же, речь идет об инвестициях в Россию. Из-за запрета страна не получит современного производства. Может быть наши нормы - не более жесткие, а просто устарелые? Ведь многие стандарты приняты десятки лет назад.

Итак: первый путь - в суд, если речь идет о необходимости безотлагательного решения. Что касается возможных проблем в будущем, то их можно предотвратить заранее, участвуя в разработке или обсуждении проектов технических регламентов.

А зачем, собственно, было затевать переход с системы ГОСТов, которая более-менее исправно действовала многие десятилетия, на систему технических регламентов. Не проще ли было обновить и кодифицифровать документы?

Во-первых, такая работа по объему и затратам времени вполне сопоставима с той, что проводится для создания технических регламентов. Ведь ГОСТов было принято около 26 тысяч. Во-вторых, есть и другие причины. ГОСТы, как документы, накладывающие ограничения на производство, на бизнес экономически и общественно очень значимы. А принимались они только на ведомственном уровне. Для технических регламентов принципиальным является их статус - это либо федеральный закон, либо указ Президента или постановление Правительства. Юридически и социально документ только выигрывает.

Это, как я понял, первая причина перехода от ГОСТов к регламентам. А две другие?

Вторая причина состоит в том, что мы привычно пользуемся требованиями и правилами, которые установило государство еще во времена, когда было единственным заказчиком и единственным производителем. Но у нас давно сформирован объемный, разноцветный мир потребительских интересов. Появился спектр первичных потребителей и заказчиков, в котором государство стало одним из участников - только по государственным заказам. В рыночных условиях хозяйствования задает потребительские характеристики продукции тот, кто заключает договор в качестве заказчика. Это могут быть любые физические или юридические лица, резиденты и нерезиденты. Государство не должно и не может определять, какой товар, по какой технологии, из каких компонентов должно выпускать каждое из этих тысяч предприятий. Мы оставили за собой только определение норм безопасности и контроль за их соблюдением.
Следовательно, система тотального задания обязательных требований в отношении всех характеристик со стороны государства не может быть органична множественности потребностей других участников рынка.
Только характеристики, определяющие безопасность продукции, процессов (методов) производства и эксплуатации - это вопрос отношений между государством и хозяйствующим субъектом. Именно они и закреплены в технических регламентах.
Третья причина замены - многие ГОСТы были разработаны уже несколько десятков лет назад. Они попросту устарели и - если бы мы требовали их жесткого соблюдения, - могли бы затормозить развитие экономики.

Когда произойдет полная замена ГОСТов на техрегламенты?

Что касается основной части техрегламентов, то на ее разработку законом отведено 7 лет. Так что к 2010 году должна быть создана целостная база из 300-400 технических регламентов.
Но это не значит, что потом новые технические регламенты не будут приниматься. Постоянно изобретаются новые материалы, могут возникать и новые требования по безопасности. Ведь какое-то время назад мы не знали, что асбест вреден. И его широко применяли в строительстве. Затем, когда опасность этого материала для человека была выявлена, нормы по безопасности в строительстве были изменены с учетом этого нового знания. Или другой пример - мы сейчас не до конца понимаем, что делать с генетически модифицированными продуктами. Когда мы это поймем, тогда может появиться необходимость изменить техрегламенты относительно таких продуктов.

Вы привлекаете бизнес к разработке технических регламентов?

Да, безусловно. Разработка технических регламентов может вестись в инициативном порядке, и она ведется в инициативном порядке - если посмотреть "Вестник технического регулирования", то там можно найти много уведомлений именно от отраслевых бизнес-ассоциаций, которые разрабатывают технические регламенты.
Что касается реализации программы Правительства - разработка 74 техрегламентов реализуется через конкурсное распределение средств. По каждому техническому регламенту проводится конкурс, и среди победителей таких конкурсов очень много негосударственных организаций.

Среди условий для победителя есть ли обязательное вовлечение в подготовку документа всех заинтересованных структур? Например, условно говоря, тот, кто победил на конкурсе по разработке техрегламента для молочной отрасли, обязан ли привлечь к работе над документом "Данон" или "Вимм-Билль-Данн"? Или это дело доброй воли разработчика - неважно, государственная это организация или нет?

То, о чем вы говорите, в интересах самого разработчика. Он, согласно условиям конкурса, может разработать регламент сам, никого сюда не привлекая. Но как только документ разработан, тут же возникает необходимость публичного обсуждения текста - это обязательный, закрепленный в законе этап. И обойти эту норму никак нельзя. Таким образом, "Вимм-Билль-Данн" или другое заинтересованное лицо имеет возможность принять участие в этой работе независимо от желания разработчика. В большей мере это зависит от его собственного желания. В интересах разработчика еще на этапе создания текста привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц. Иначе все замечания он вынужден будет вносить в уже созданный проект документа - это же лишние траты, кому они нужны?

А вдруг найдется такой "неэкономный" разработчик?

Значит, он вынужден будет учесть замечания заинтересованных сторон во время публичного обсуждения. Его, как я уже говорила, не избежать. По итогам обсуждения обязательно составляется сводная справка замечаний и предложений, на основании которой в текст вносятся изменения. Затем документ поступает на экспертизу. В состав экспертной комиссии, кстати, входят профессионалы - представители науки, бизнеса, органов власти. И только затем проект техрегламента поступает в Правительство или Государственную Думу. Так что создать документ в интересах какой-то одной структуры никому не удастся. Это будет результат максимально возможного компромисса всех заинтересованных сторон.

Предположим, я - заинтересованное лицо в появлении какого-то регламента. Как мне, попасть на это публичное обсуждение или в экспертную комиссию?

Самый простой способ - загляните на сайт нашего министерства. Там информация постоянно обновляется. Другой способ - поинтересуйтесь у отраслевых предпринимательских ассоциаций, которые входят в Общественный совет при министерстве. Их сейчас в Совете около ста. Информацию можно получить и через "Вестник технического регулирования". Словом, если вы заинтересованное лицо, то вам труднее не получить информацию, чем получить ее.

Вы сказали, что ряд техрегламентов разрабатывается в инициативном порядке бизнесом - на такие проекты также распространяется необходимость публичности создания и обсуждения документа?

Конечно. Все разработчики обязаны соблюдать одни и те же правила. Они обязаны опубликовать сведения том, что начата разработка такого-то технического регламента, что производится она тем-то, что технический регламент называется так-то, дают свои координаты. Разработка техрегламента не по программе Правительства, а в инициативном порядке требует участия субъекта законодательной инициативы для его внесения на рассмотрение в парламент. Во всем остальном работа по написанию техрегламента в рамках правительственной программы и в инициативном порядке ничем друг от друга не отличаются.

Как переход на техрегламенты повлияет на работу соответствующих служб предприятий - потребуется ли, например, переобучение техдиректоров?

Вряд ли. Ведь технические регламенты направлены на безопасность и касаются объективных технических характеристик продукции, а законы физики и химии пока все те же.
Что касается организационной части, то я уверена, что работать техническим службам предприятий станет даже легче. Технические регламенты повышают прозрачность и стабильность. Вместо неизвестно когда опубликованных тысяч документов будет несколько сотен, которые без опубликования в "Российской газете" просто не вступят в силу.
Что касается кадрового потенциала, то этот кадровый потенциал будет еще больше востребован, поскольку уровень ответственности за невыполнение требований резко повышается.

За счет чего?

ГОСТы - ведомственные акты, техрегламент - закон. Нарушение ведомственного акта можно согласовать. И это практиковалось сплошь и рядом. А с кем согласовывать нарушение закона?

Как введение регламентов скажется на условиях внешнеторговой деятельности наших компаний?

Самым благоприятным образом, потому что наши партнеры получат, во-первых, прозрачную, во-вторых, стабильную систему требований. И в этом случае они могут строить бизнес планы хотя бы на среднесрочную перспективу 3-5 лет, потому что поменять федеральный закон не так-то просто.
Многих беспокоит другое: не ослабим ли мы при переходе от ГОСТов к регламентам нормы по безопасности, ведь они у нас зачастую гораздо более жесткие, чем в среднем в мире? Здесь могу ответить очень жестко: нормы будут закладываться в интересах Российской Федерации. Да, мы максимально гармонизируемся. Но если это не отвечает нашим условиям - а на нашей территории 7 климатических и географических и 11 почвенных зон, - то мы вводим собственные нормы.

Унификация правил по безопасности с мировыми нормами облегчит сертификацию нашей продукции за рубежом?

Должна облегчить. Когда все говорят на одном языке, понимать друг друга легче. Но за все надо бороться. Мировой рынок - это прежде всего конкуренция, а не игра в поддавки.

При всей устарелости ГОСТов в них была прописана технология, соблюдая которую предприятие могло быть уверено в том, что его продукция попадет на рынок без препятствий с вашей стороны. В регламентах технология прописываться не будет. Это значит, что расходы на ее разработку лягут на сам бизнес?

Вовсе нет. Технический регламент сопровождается совокупностью национальных стандартов - в них предлагаются возможные технологические решения. Вы - малое предприятие, у вас нет своих технологов, которые бы вам его бы разработали, нет денег на проведение исследований, своего научно-исследовательского института. Нет и не надо - государство о вас позаботилось, оно предлагает вам готовое техническое решение в виде национального стандарта.
Но именно возможное, а не обязательное техническое решение. Хочешь - пользуйся, не хочешь - изобретай что-то свое, может быть более новаторское. Главное - соблюдай нормы безопасности. Вот в их самовольном "исправлении" и "корректировке" инициатива наказуема.

Беседовал Федор Жердев

 
НИТР © 2004-2019 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost