e-mail
 
Вход



 
РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
"РЕФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ:
ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ"

1. Заслушав и обсудив выступления представителей органов государственной власти, предпринимательских объединений и научно-технической общественности, Всероссийский форум "Реформа технического регулирования в России: идеология и практика реализации" (далее - Форум) констатирует:

  • реформа технического регулирования является одним из главных резервов ускорения экономического и научно-технического развития, привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной экономики, снятия барьеров в международной торговле;
  • данная реформа жизненно необходима для формирования правовых взаимоотношений между предприятиями и органами государственной власти, устранения административных барьеров и избыточного регулирования, борьбы с коррупцией и узаконенными поборами;
  • отечественный бизнес полностью поддерживает концепцию реформы, отраженную в Федеральном законе "О техническом регулировании", и подтверждает готовность принять активное участие в разработке нового технического законодательства.

2. Вместе с тем Форум считает необходимым подчеркнуть, что ход реформы нельзя признать удовлетворительным.

Первый этап реформы практически не дал результатов по таким важнейшим направлениям, как:

  • принятие правительственной Программы разработки технических регламентов, определение форм поддержки инициативных проектов, а также методическое обеспечение данного процесса;
  • внесение изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании";
  • принятие решений по снижению административного давления на бизнес в сфере технического регулирования и уменьшению соответствующих финансовых и организационных издержек;
  • реформирование национальной системы стандартизации.

Форум отмечает ряд позитивных изменений, наметившихся после передачи функций федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в Минпромэнерго России:

  • принята и реализуется правительственная Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы;
  • разработан ряд необходимых для реализации реформы методических материалов, в том числе Система объектов технического регулирования и технических регламентов, Методические рекомендации по разработке технических регламентов, Типовой шаблон специального технического регламента и др.;
  • повышается активность предпринимательского сообщества по разработке нового технического законодательства; подготовлен ряд проектов технических регламентов, предназначенных для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; продолжается формирование экспертных советов по разработке проектов технических регламентов;
  • в рамках самоорганизации предпринимательских объединений оказывается содействие органам государственной власти по выявлению административных барьеров и избыточного регулирования, а также по подготовке соответствующих решений.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги, ход реформы вызывает серьезную озабоченность:

  • в сфере технического регулирования разрабатываются и вводятся в действие ведомственные нормативные акты, содержащие обязательные требования, что противоречит Федеральному закону "О техническом регулировании" и разделению функций в рамках административной реформы;
  • в реализации правительственной Программы разработки технических регламентов в ряде случаев имеет место избыточное влияние курирующих ведомств, что ведет к доминированию ведомственных интересов и утрате централизованного контроля над процессом;
  • использование при разработке технических регламентов методик, противоречащих целям реформы и принципам российского законодательства, ведет к неэффективному расходованию средств федерального бюджета, отечественных компаний и зарубежных фондов;
  • не обусловленная практической необходимостью деятельность по подготовке изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" ставит под вопрос ранее согласованные базовые принципы реформы и в итоге оказывает дополнительное тормозящее воздействие на ход преобразований;
  • задержки в реализации реформы и возобновляющиеся дискуссии о ее перспективах приводят к тому, что связанная с техническим регулированием реальная административная и финансовая нагрузка на бизнес не уменьшается, а в ряде случаев продолжает расти.

3. В целях обеспечения необходимых темпов и качества намеченных преобразований Форум считает необходимым:

  • опираясь на опыт административной реформы, наладить паритетное взаимодействие представителей общественности и органов государственной власти:
    а) в процессе реализации государственной (бюджетной) программы разработки технических регламентов;
    б) в ходе подготовки и принятия решений, влияющих на перспективу реформы;
    в) в составе и работе правительственной Комиссии по техническому регулированию;
  • в целях обеспечения последовательной реализации принципов реформы:
    а) считать нецелесообразным внесение изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (за исключением минимально необходимой редакционной правки) до принятия первых технических регламентов и анализа соответствующей правоприменительной практики;
    б) признать несоответствующими концепции реформы методики и проекты технических регламентов, использующие в явной или завуалированной форме отсылки к стандартам и другим ненормативным актам;
    в) отменить содержащие обязательные требования ведомственные акты, принятые после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и в противоречии с разделением функций органов исполнительной власти в рамках административной реформы;
  • обеспечить информационную поддержку реформы, включая:
    а) активное взаимодействие со средствами массовой информации;
    б) организацию просветительских и учебно-методических мероприятий;
    в) переориентацию ведомственных изданий на пропаганду принципов реформы и адекватной практики ее реализации;
  • обратиться к Администрации Президента Российской Федерации с предложениями о дополнительных мерах по политической поддержке реформы и по координации взаимодействия предпринимательского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти в ходе реализации Федерального закона "О техническом регулировании", а также по поддержке общественных инициатив по устранению избыточного регулирования и по снятию конкретных административных барьеров.

Материалы Форума подготовить к изданию. Данную резолюцию опубликовать в средствах массовой информации и направить в заинтересованные органы государственной власти.



Председатель Организационного
комитета Форума
А.Данилов-Данильян
 
НИТР © 2004-2019 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost