e-mail
 
Вход



 
О государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

"Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также иных органов и организаций по принятию (изданию) нормативных правовых актов, неразрывно связана с развитием законодательства в целом. Важнейшей задачей при этом является осуществление контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов актам более высокого уровня. (ссылка на прилагаемый файл)

В целях реализации и защиты основного конституционного принципа - принципа защиты прав, свобод и законных интересов граждан Министерством юстиции Российской Федерации на протяжении более чем 13 лет осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Возникновение института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов в самом начале демократических преобразований в нашей стране было оправдано тем, что министерства и ведомства регламентировали практически любые вопросы в регулируемой ими сфере, подменяя ведомственными предписаниями не только нормы, которые должны устанавливаться Президентом, Правительством, а также в некоторых случаях и законами.

От эффективности этой работы зависят защита прав и свобод граждан, отсутствие барьеров в предпринимательстве, вопросы совершенствования законодательства. Важность и значение государственной регистрации заключается не только в контроле за законностью ведомственного нормотворчества. Факт государственной регистрации является необходимым условием для вступления ведомственных нормативных правовых актов в силу, а отсутствие таковой - достаточным основанием для суда, чтобы признать не прошедший государственную регистрацию акта недействительным.

В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В настоящее время государственная регистрация регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.12.97 № 1538, от 06.11.98 № 1304 и от 11.02.99 № 154), а также Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Минюста России от 14.07.99 № 217 (зарегистрирован Минюстом России 16.07.99 № 1835).

В соответствии с вышеназванными Правилами государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, имеющие межведомственный характер или устанавливающие правовой статус организаций.

В настоящее время зарегистрировано около 7000 нормативных правовых актов из представленных на государственную регистрацию более 12000 актов.

По результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта, представленного на государственную регистрацию в Минюст России, может быть принято одно из следующих решений:

  • о регистрации нормативного правового акта с присвоением ему регистрационного номера и занесением в Государственный реестр;
  • о признании нормативного правового акта не нуждающимся в государственной регистрации;
  • о возвращении акта без государственной регистрации;
  • об отказе в государственной регистрации.

Характерными нарушения, допускаемыми при подготовке нормативных правовых актов, являются превышение пределов предоставленной компетенции, установление условий гражданско-правовых договоров, терминов и определений, не предусмотренных или противоречащих законодательству Российской Федерации, несвоевременное представление актов на государственную регистрацию.

Одним из нарушений является утверждение федеральными органами исполнительной власти технических требований на уровне ведомственных актов, что не соответствует Федеральному закону "О техническом регулировании".

В настоящее время особенности государственной регистрации связаны с проведением административной реформы, которая оказывает существенное влияние на ведомственное нормотворчество.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в качестве основных нормотворческих органов определены федеральные министерства.

Иные федеральные органы исполнительной власти не лишены возможности издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем следует обратить внимание на существенное сокращение количества нормативных правовых актов, принимаемых в отраслях, правовое регулирование которых ранее осуществляли федеральные органы исполнительной власти, в настоящее время являющиеся подведомственными федеральным министерствам.

Прежде всего, данную ситуацию можно объяснить усложнением процедуры принятия нормативных правовых актов федеральных министерств, разработчиками которых являются подведомственные им федеральные органы исполнительной власти.

Изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, проведение определенных организационных мероприятий, связанных с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти, оказали существенное влияние на количественные показатели государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов.

В этой связи в 2004 году количество актов, поступающих на государственную регистрацию, по сравнению с 2003 годом снизилось.

Вместе с тем необходимо отметить, что в 2005 году наметилась тенденция к росту количества актов, представляемых на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Так, за 8 месяцев 2005 года на государственную регистрацию было представлено 1112 актов, в то время как за весь 2004 год - 1248.

Указанный рост вызван реализацией федеральными органами исполнительной власти положений актов законодательства Российской Федерации, прежде всего положений о федеральных органах исполнительной власти, в которых содержатся конкретные поручения по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также необходимостью существенной переработки ранее зарегистрированных актов реорганизованных (упраздненных) федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить высокое качество подготовки нормативных правовых актов МВД России, Минобороны России, Мининформсвязи России, ФСКН России, ФСФР России, ФСТ России, Банка России, по которым в текущем году практически не было отказов в государственной регистрации.

Количество актов, в государственной регистрации которых было отказано, за 8 месяцев 2005 года составило 11,5% от представленных на государственную регистрацию. Указанный показатель на 5 % ниже, чем за 2004 год, что свидетельствует о повышении качества подготовки нормативных правовых актов.

Количество зарегистрированных актов, признанных судами полностью или частично недействительными, в 2005 году уменьшилось на 8 % по сравнению с 2004 годом.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на формирование более совершенного механизма контроля за ведомственными актами, Минюстом России был подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации "О внесении дополнений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", возлагающий на Минюст России функцию контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти установленного порядка подготовки и издания нормативных правовых актов, с приложением проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Информация предоставлена ЦОС Минюста России
15.09.2005

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost