e-mail
 
Вход



 
Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий (работодателей)
Доклад подготовлен Заместителем директора Ассоциации Крюковой О.А.

Реформа технического регулирования и стандартизации в России как механизм устранения административных барьеров

1. Роль реформы технического регулирования в экономике России.

Реформа технического регулирования является одной из наиболее значимых реформ текущего десятилетия. Принятие закона "О техническом регулировании" кардинально меняет всю систему принятия и применения обязательных технических требований к продукции и процессам производства. В случае успешной реализации реформы и принятия необходимых технических регламентов будет не только создано новое техническое законодательство России, но и сформирована определенная система отношений между производителями, потребителями и государством в сфере обеспечения безопасности продукции и процессов производства.

Де бюрократизация экономики является одним из главных принципов экономического развития, установленными Президентом и Правительством Российской Федерации, в следствии чего одной из важных составляющих проводимых на сегодняшний день реформ стала реформа системы стандартизации. Существующая система установления административных требований, не приводящих к обеспечению безопасности продукции, а лишь усложняющих уже и без того непростую и неэффективную процедуру допуска товаров на российский рынок, является серьезным сдерживающим фактором на пути технологического развития промышленности, и противоречит проводимой в России административной реформе.

Поэтому одна из основных задач реформы технического регулирования - полностью изменить характер взаимоотношений бизнеса и власти, основанная на необходимости сократить административное давление на производителей с одновременным усилением государственного контроля (надзора) за безопасностью продукции на рынке.

Отсутствие ясных и четких правил игры в сфере технического регулирования приводит к ситуации, когда громоздкая машина неэффективного до рыночного контроля (сертификация, регистрация, выдача заключений, разрешений и т.п.) на деле не создает у потребителей уверенности в безопасности той продукции, которую они употребляют или используют. Реально все это лишь увеличивает так называемую административную ренту, учитываемую в цене товара. При этом переход на более эффективные формы государственного контроля в случае реализации положений Федерального закона "О техническом регулировании" и принятии необходимых технических регламентов не будет сопровождаться увеличением штата сотрудников органов контроля, который и так значителен.

Установление требований к продукции и процессам производства без учета возможностей предприятий, без процедуры публичного обсуждения, установление заведомо невыполнимых требований, порождает правовой нигилизм, когда производители не выполняют даже тех требований, которые могли бы выполнить. Зачем соблюдать нормативы, если все равно придется договариваться с государственным органом. Сломать эту порочную практику необходимо, и делать это надо путем принятия технических регламентов, созданием судебной практики их применения, введением ответственности всех лиц, выдававших от имени государства различные разрешения и согласования.

Реформа технического регулирования имеет огромное значение для совершенствования судебной системы. Технический регламент это не только и не столько технический документ, это, в первую очередь, документ правовой. Исходя из требований технического регламента, определяется степень ответственности предпринимателя.

Технический регламент должен быть понятен и предпринимателям, которые работают в соответствующих областях, и представителям органов государственного контроля и суду, поскольку каждая позиция в техническом регламенте может быть предметом судебного рассмотрения.

Достижение производителем требуемого уровня безопасности продукции строится на определенной оценке риска причинения вреда потребителю. Таким образом, каждый несчастный случай при использовании продукции будет являться основанием для подачи иска к производителю. При этом будет оцениваться, выполнил ли производитель определенные техническим регламентом требования или нет. Если выясниться, что продукция, выпущенная на рынок, не безопасна для потребителя, такая продукция должна быть изъята с рынка, а производитель понесет колоссальные финансовые потери и потерю доверия потребителей.

Поэтому крайне важно, чтобы в технических регламентах содержались конкретные требования к продукции, чтобы технические регламенты были законами прямого действия.

Сегодня нет точных способов оценки эффекта от принятия технических регламентов. Однако, можно предположить, что переход от неэффективного до рыночного контроля к контролю на рынке, снятие административных барьеров для выхода продукции на рынок могли бы дать не только сокращение прямых затрат производителей, но и косвенных затрат - затрат времени на процедуры получения разного рода разрешений, содержание штата сотрудников, осуществляющих взаимодействие с государственными органами, убытки, связанные с задержкой выхода продукции на рынок, ущерб от низкой инвестиционной привлекательности компаний в условиях неопределенности предъявляемых к ним требований.

Следует отметить, что сегодня наблюдается серьезное торможение реформы технического регулирования. Ведется постоянная публичная атака на базовые принципы реформы. Более того, появились и активно обсуждаются идеи о том, что необходимо не только уточнение отдельных норм Федерального закона "О техническом регулировании", но и полный пересмотр принципиальных его положений. По сути, речь идет о возврате ведомственного нормотворчества и об отказе от принципов добровольности применения стандартов.

Эта позиция, поддерживаемая некоторыми ведомствами, блокирует продвижение реформы технического регулирования, дезориентирует производителей и создает полную неопределенность среди разработчиков проектов технических регламентов, которые в настоящий момент опубликовали более 70 уведомлений о разработке проектов технических регламентов. Представляется необходимым на сегодняшний день зафиксировать позицию Правительства Российской Федерации о неизменности основных идей реформы технического регулирования.

2. Недостатки старой системы стандартизации.

За более чем столетнюю историю стандартизации в Росси был создан громоздкий фонд обязательных требований - более 60 тыс. нормативных документов. Но в условиях рынка сложившаяся практика технического регулирования отстает от уровня развития экономики и права, сдерживает привлечение инвестиций, снижает конкурентоспособность отечественной экономики. Реформа технического регулирования проводится для того, чтобы дать каждому производителю четкое понимание, какие требования к продукции и процессу производства он должен выполнить.

Основными недостатками старой системы стандартизации являлись:

  1. Непредсказуемость установления обязательных требований и непрозрачной существующей системы их установления.

    Обязательные требования к продукции, процессам производства и обращения ее на рынке регулировались многочисленными нормативными актами. Количество официальных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества товаров (а это и федеральные законы, и постановления Правительства, и многочисленные ведомственные акты - ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.), составляет порядка 60 000. Только сфера обязательной сертификации на сегодняшний день регулируется 62 федеральными законами. При этом весь существующий на сегодняшний день фонд законодательных и нормативных актов в области стандартизации практически не систематизирован, многочисленные ведомственные акты пересекаются как по предметным областям, так и по органам, наделенным функциями контроля за предпринимательской деятельностью. Процедура установления обязательных требований была непрозрачна и непредсказуема для участников рынка, а зачастую также экономически не оправдана. Не говоря уже о том, что сами стандарты, нормы и правила зачастую противоречили друг другу и создавали полную неопределенность, и, как следствие действовавшая система стандартизации была практически невыполнима для большинства предпринимателей. Ведомственное нормотворчество лишало производителей возможности контролировать процесс появления новых требований.

  2. Избыточность обязательных требований.

    Действующие в России стандарты и другие документы (СНиПы, СаНПиНы и пр.) лишь отчасти содержат в себе конкретные результирующие требования к продукции, как правило они содержат конструктивные решения или набор обязательных действий, выполняемых производителем. В связи с этим стандарты и другие ведомственные документы создавали препятствия для технического прогресса и применения новых технологий, новых материалов, новых конструктивных решений. Любой производитель, который хотел применить новую технологию, автоматически оказывался нарушителем стандарта.

    Основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям являлась обязательная сертификация. По различным оценкам в момент начала реформы технического регулирования обязательной сертификации в России подлежало от 70 до 80% товарной номенклатуры. Для сравнения: в Европейском Союзе обязательной сертификации подлежит не более 4% товарной номенклатуры

    Именно в виду подхода, основанного на создании максимально большого количества обязательных требований система стандартизации в России ориентировалась на наименее развитых в технологическом плане участников хозяйственной деятельности.

  3. Устаревание требований, содержащихся в действующих стандартах.

    Как уже говорилась за более чем столетнюю историю стандартизации в России была создана огромная база обязательных к исполнению требований. Естественно, что основная часть вновь разрабатываемых документов в области стандартизации представляла собой несколько видоизмененные или дополненные требования, взятые из действовавших ранее и морально устаревших документов. Следствием чего в области стандартизации возникла огромная проблема - качество самих стандартов, на соответствие требованиям которых и проверяются товары и услуги. В значительной степени они устарели, не отвечают современному технологическому развитию и международным стандартам.

    Причем в силу статичности старой системы (в процессе нормотворчества, как правило, менялась форма, а не суть документов), а также в силу исторически сложившейся ориентации разработчиков стандартов на "слабейших" субъектов промышленности, сама система стандартизации вместо того, чтобы являться двигателем технического прогресса, являлась основным препятствием для его развития.

  4. Неэффективность системы контроля за соблюдением требований.

    Система тотальной обязательной сертификации как основной формы подтверждения соответствия не в состоянии обеспечить выполнение возложенных на нее задач. Так, ежегодно имело место порядка 2% отказов в сертификации, при этом более чем 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле. Что говорит о неэффективности установленной ранее системы контроля за соблюдением обязательных требований. Исследования, проводимые независимым потребительскими организациями, также показывают, что наличие сертификата не гарантирует безопасности и качества товара.

    Таким образом существовавшая ранее система обязательной сертификации не выполняла своей основной функции - не обеспечивала защиту потребителей, будучи при этом крайне и не оправдано дорогостоящей для производителей. Так, по минимальным оценкам, рассчитанным по рекомендациям Госстандарта России, плата за сертификацию "перекачивает" из промышленности и торговли суммы, эквивалентные 120-150 млн. долларов США в год (и это только прямая плата за сертификацию, без учета внутренних трансакционных издержек импортеров и производителей).

  5. Совмещение функций установления правил и контроля за их соблюдением одним органом государственной власти.

    Еще одним существенным недостатком системы подтверждения соответствия является совмещение одним органом (Госстандартом РФ) функций стандартизации (в том числе установления обязательных требований), установления правил сертификации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (и установления правил такой аккредитации) и контроля за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией.

  6. Дублирование функций органов государственной власти.

    В силу отсутствия систематизированной законодательной и нормативной базы в области стандартизации происходило постоянное дублирование функций государственного контроля между различными органами власти, приводящей к практике многократного контроля одного и того же продукта или процесса по одному и тому же предмету со стороны различных государственных органов.

    Реформа технического регулирования направлена на устранение всех перечисленных недостатков.

3. Новая система технического регулирования и стандартизации.

Основными целями реформы технического регулирования и стандартизации можно назвать:

  • обеспечение безопасности потребителя и окружающей среды,
  • повышение эффективности защиты рынка от опасной продукции,
  • снижение административного и создание предпосылок для технологического развития промышленности,
  • экономического давления на производителя, в первую очередь избыточного ведомственного нормирования и контроля,
  • снижение технических барьеров в торговле,
  • гармонизация технического законодательства с международными нормами.

Исходя из указанных целей новая система стандартизации в России основана на добровольном отказе государства от контроля за параметрами производственных процессов, качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, кроме весьма ограниченного, законом установленного круга технических требований. Все остальные ограничения должны быть переведены в состав добровольно исполняемых стандартов, имеющих строго рекомендательную форму.

При этом происходит со стороны рынка предполагается развитие системы декларирования собственной продукции на подтверждение соответствия ее качества, во-первых, установленным этими законами требованиям, а во-вторых (уже на добровольной основе), некоторым дополнительно принимаемым повышенным стандартам.

Для устранения избыточного регулирования и государственного контроля новая система стандартизации предусматривает четкое деление требований на обязательные к применению, и добровольные. Требования, установленные техническими регламентами - являются гарантией безопасности, и соответствие таким требованиям является обязательным для всех участников рынка. Соответствие же требованиям, установленным национальными и корпоративными стандартами - гарантия качества и залог высокой конкурентоспособности на рынке. Для достижения этих целей предлагается принятие технических регламентов, как особого вида документов, разработанных при участии представителей всех заинтересованных сторон, которые являются законами прямого действия. (Слайд "новая система технического регулирования и стандартизации в России)

4. Концепция систематизации требований по безопасности.

Любая отрасль экономики представляет собой сложную организационно-технологическую и управленческую систему, в силу чего подходы к ее техническому регулированию должны основываться в первую очередь на построении единой системы нормативных документов (технических регламентов, национальных и корпоративных стандартов), отражающих в нормах и механизмах технического регулирования взаимосвязи элементов, составляющих систему отрасли.

Для построения системы технического регулирования в первую очередь необходимо провести систематизацию субъектов и объектов как в самой отрасли (взяв за основу терминологию "профильного" отраслевого закона, например "Об электроэнергетике", "О связи", "О газоснабжении" и т.д.), так и в техническом регулировании отрасли, исходя из принципов, заложенных в закон "О техническом регулировании".

Таким образом, система технического регулирования в любой отрасли экономики условно может быть систематизирована в виде объектов технического регулирования, субъектов технического регулирования и этапов производственного цикла отрасли, на которых могут предъявляться требования по безопасности, как к субъектам, так и к объектам технического регулирования.

При этом, подобный подход к систематизации требований может быть применен как к отрасли экономики в целом, так и к отдельным ее элементам, т.е. участникам производственных циклов функционирования отрасли.

Кроме того, механизмы, заложенные в законе "О техническом регулировании" могут и должны быть использованы при построении системы контроля и управления как отдельных хозяйствующих субъектах, так и отрасли в целом.

Предлагаемая структура систематизации требований по безопасности:

  1. Объекты технического регулирования (классификация требований по безопасности в зависимости от объекта возможного причинения вреда).
    (СЛАЙД 1 "Концепции систематизации требований по безопасности")

    Под объектами технического регулирования понимаются потенциальные объекты нанесения вреда, то есть тот круг физических лиц и материальных объектов, которым может быть нанесен вред в результате функционирования отрасли или отдельных ее элементов.

    Требования по обеспечению безопасности могут быть классифицированы в зависимости от того, на обеспечение безопасности каких объектов технического регулирования они направлены.

    А1 - требования по "внутренней" безопасности средств и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, направленные на обеспечение безопасности персонала в части охраны труда и техники безопасности, предъявляемые при эксплуатации материальных объектов (средств производства) на всех этапах процессов производства, передачи и реализации продукции и услуг.

    А2 - требования по "внешней" безопасности производственных объектов и имущественных комплексов, непосредственно используемых в процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, направленные на обеспечение безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

    То есть требования по безопасности производственных объектов и имущественных комплексов, используемых в производственных процессах в отрасли, а также к отдельным составляющим этих объектов, по отношению к внешним объектам, напрямую не участвующим в производственных процессах. Указанные требования обеспечивают на всех стадиях процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации продукции и услуг отсутствие возникновения недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    А3 - требования по безопасности продукции и услуг отрасли, предъявляемые на всех этапах процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

  2. Субъекты технического регулирования (классификация требований по безопасности в зависимости от субъекта ответственности).
    (СЛАЙД 1 "Концепции систематизации требований по безопасности"))

    Участники правоотношений на всех этапах процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также поставщики продукции и услуг для нужд отрасли и хозяйствующих субъектов отрасли, к которым предъявляются требования по обеспечению безопасности:

    • продукции и услуг;
    • надежности функционирования производственных объектов и имущественных комплексов отрасли (т.е. средств производства) и ее отдельных составляющих;
    • процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
    • продукции и услуг, поставляемых для нужд хозяйствующих субъектов отрасли, в том числе при создании и эксплуатации производственных объектов и имущественных комплексов.

    B1 - субъекты отрасли, хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации в соответствующей отрасли.

    B2 - "внешние" поставщики продукции, оборудования и услуг для нужд субъектов отрасли, на всех стадиях процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки и реализации продукции и услуг отрасли, а также при создании производственных объектов и имущественных комплексов (средств производства отрасли).

    B3 - потребители продукции отрасли - лица, приобретающие и использующие продукцию и услуги отрасли для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

    Совокупность горизонтальных (А) и вертикальных (B) составляющих схемы описывает совокупность требований по обеспечению безопасности, предъявляемых к объектам и субъектам технического регулирования отрасли на протяжении всего жизненного цикла системы функционирования отрасли и функционирования ее элементов, а также продукции и производственных объектов и имущественных комплексов (средств производства).

  3. Этапы процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки и реализации продукции и услуг отрасли и ее составляющих элементов, на которых возникают требования по безопасности. (Классификация требований по безопасности в зависимости от момента предъявления)
    (СЛАЙД 1 "Концепции систематизации требований по безопасности")

    Процесс производства и реализации продукции отрасли и ее элементов является результатом функционирования отрасли в целом: начиная от момента создания производственного объекта и имущественного комплекса (средства производства), и заканчивая моментом реализации этой продукции потребителю. На каждом из указанных этапов к субъектам технического регулирования предъявляются требования по обеспечению безопасности объектов технического регулирования

    С1 - требования по обеспечению безопасности, предъявляемые на этапе создания производственных объектов и имущественных комплексов, т.е. средств производства, отрасли.

    С2 - требования по безопасности, предъявляемые при принятии и реализации решений по функционированию отрасли и ее элементов, связанные с управлением процессами производства, эксплуатации, хранения, транспортировки и реализации продукции и услуг отрасли, в том числе с обеспечением взаимодействия между отдельными хозяйствующими субъектами отрасли и/или субъектами технического регулирования в отрасли, связанными единым производственным процессом.

    С3 - требования к эксплуатации производственных объектов отрасли (требования к выполнению решений по эксплуатации), в том числе при осуществлении взаимодействия между различными хозяйствующими субъектами, связанными единым производственным процессом.

    Указанная модель может применяться как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам.

    Жизненный цикл функционирования отрасли в целом и ее отдельных элементов состоит из:

    • производства, транспортировки, хранения и реализации продукции,
    • эксплуатации производственных объектов (с момента создания до момента утилизации),
    • приобретения продукции отрасли конечным потребителем.

    Жизненный цикл продукции состоит из:

    • производства;
    • транспортировки и хранения;
    • потребления.

    Жизненный цикл производственных объектов (т.е. средств производства) состоит из:

    • создания;
    • эксплуатации;
    • утилизации.

    На каждой стадии жизненного цикла к субъектам технического регулирования предъявляются требования по обеспечению того или иного вида безопасности объектов технического регулирования.

    При принятии решения о том, к какому из субъектов технического регулирования и в каком объеме должны быть предъявлены требования по обеспечению различных видов безопасности объектов технического регулирования на каждой стадии жизненного цикла отрасли и ее элементов, необходимо исходить из двух основных критериев: необходимость гарантирования достаточного уровня безопасности и надежности системы и ее элементов и необходимость обеспечения экономической обоснованности требований, предъявляемых как к субъектам отрасли, так и к ее внешним поставщикам и потребителям.

    То есть при построении структуры нормативной базы технического регулирования в отрасли, необходимо создать систематизированный и максимально полный набор требований по обеспечению безопасности, но при этом максимально возможно учесть экономические последствия применения различных требований для самой системы и ее хозяйствующих субъектов, и для потребителей ее продукции.

    Если рассматривать предложенный выше подход к построению системы технического регулирования в виде трехмерного графика, можно сказать, что именно на точках пересечения всех трех направлений (субъекты, объекты и этапы производственного процесса) к каждому субъекту системы на каждом этапе производственного цикла возникает определенный набор требований по обеспечению безопасности объектов технического регулирования отрасли. При этом, каждое требование может быть обсчитано как с точки зрения технических возможностей его реализации, так и с точки зрения затрат различных субъектов технического регулирования на обеспечение реализации данного требования.

    При этом, разграничение ответственности за обеспечение реализации требований по обеспечению безопасности между всеми субъектами технического регулирования осуществляется путем расчета, направленного на обеспечение достаточного уровня безопасности и надежности системы и ее элементов, при максимально разумном и целесообразном уровне экономических затрат для субъектов техрегулирования на реализацию каждого требования на каждой фазе функционирования системы.

    Таким образом, с использованием предложенного подхода при разработки нормативной базы технического регулирования в отрасли появляется возможность оптимизировать технические параметры требований по безопасности, затраты всех субъектов техрегулирования на реализацию требований, закладываемых в нормативную базу, отнесение различных требований к различным уровням технического регулирования (техническими регламентами, национальными и корпоративными стандартами). Это в свою очередь приведет к оптимизации системы управления и контроля как в целом в отрасли, так в отдельных ее хозяйствующих субъектах.

    Кроме того, данный подход может быть использован при формировании позиции субъектов отрасли при разработке технических регламентов и стандартов, опосредованно связанных с деятельностью в отрасли, которые будут разрабатываться другими участниками рынка.

5. Принципиальные вопросы Федерального закона "О техническом регулировании".
(Слайды)
  1. Почему технические регламенты должны приниматься федеральными законами?

    В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права граждан могут быть ограничены только федеральными законами. Установление запретов на выпуск продукции с определенными характеристиками или на осуществление определенных процессов производства, по сути, является ограничением прав.

    Кроме того, любой технический регламент является результатом компромисса производителей, государства и общества относительно приемлемого уровня безопасности и затрат, которые производители и потребители готовы понести для обеспечения этого уровня безопасности. Достижение такого компромисса возможно только при условии открытого публичного обсуждения и принятия технических регламентов, что достигается только когда технические регламенты принимаются федеральными законами.

  2. Почему вопросы национальной безопасности не нашли отражения в целях принятия технических регламентов?

    Национальная безопасность в соответствии, например, с законами "О безопасности" и "О борьбе с терроризмом" обеспечивается, в первую очередь, системой мер экономического, политического и организационного характера. Борьба с терроризмом осуществляется посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, международной террористической деятельности, предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, посредством проведения контр террористических операций. Таким образом, национальная безопасность обеспечивается органами государственной власти путем предотвращения сознательных действий, создающих угрозу безопасности.

    Техническое регулирование направлено на обеспечение безопасности в контексте снижения недопустимого риска. При этом риск причинения вреда рассматривается как вероятностное событие. Технические риски всегда в той или иной степени присутствуют, поскольку любая продукция и любой процесс производства несет в себе риск случайного причинения вреда. Техническим регламентом определяются требования с учетом такого

    уровня риска, который обществом признается допустимым, при том, что сделать абсолютно безопасную продукцию или абсолютно безопасный процесс производства или невозможно, или слишком дорого.

    Учитывая это, основное отличие технического регулирования, направленного на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, от вопросов обеспечения национальной безопасности состоит именно в том, что техническое регулирование рассматривает ущерб как вероятностное событие, а угрозы национальной безопасности обусловлены сознательными действиями.

  3. Почему в перечне видов безопасности (статья 7 Федерального закона "О техническом регулировании") не учтены некоторые виды безопасности, например, сейсмическая и информационная безопасность?

    Виды безопасности, приведенные в статье 7 Федерального закона "О техническом регулировании", описывают все возможные физические воздействия на человека, животное, растение и имущество, приводящие к ущербу. Сейсмическая активность негативно воздействует на человека посредством разрушений, пожаров, наводнений и т.п., т.е. через механическую опасность, пожарную опасность, биологическую опасность. Понятие информационной безопасности также вводится исходя из необходимости предотвращения аварий и иных негативных явлений, связанных с механическим, химическим, пожарным и биологическим воздействием. Таким образом, сейсмическая безопасность и информационная безопасность косвенно учтены в перечне видов безопасности.

  4. Зачем нужно деление технических регламентов на общие и специальные?

    Если будут приниматься только технические регламенты для конкретной продукции или процессов производства и не будет существовать общих технических регламентов, в каждом техническом регламенте нужно будет многократно повторять все требования общего характера.

    Общие технические регламенты должны содержать инвариантные требования, чтобы любой производитель, даже при отсутствии специального технического регламента на его продукцию или процесс производства, эти инвариантные требования выполнял. Например, общий технический регламент о безопасной эксплуатации машин и оборудования будет содержать требования по безопасности труда при эксплуатации машин и оборудования. При отсутствии специального регламента на какой-либо вид деятельности, предприниматель не сможет нарушить требования общего регламента и применить какие-либо иные условия труда для работников. Такая конструкция представляется более эффективной, поскольку позволяет регулировать даже те виды деятельности, в отношении которых не приняты специальные технические регламенты.

  5. Почему нельзя при установлении требований технических регламентов делать ссылки на стандарты или другие ведомственные документы?

    Реформа технического регулирования проводится для того, чтобы дать каждому производителю четкое понимание, какие требования к продукции и процессу производства он должен выполнить. Действующие в России стандарты и другие документы (СНиПы, СаНПиНы и пр.) лишь отчасти содержат в себе конкретные результирующие требования к продукции, как правило, они содержат конструктивные решения или набор обязательных действий, выполняемых производителем. В связи с этим стандарты и другие ведомственные документы создавали препятствия для технического прогресса и применения новых технологий, новых материалов, новых конструктивных решений. Любой производитель, который хотел применить новую технологию, автоматически оказывался нарушителем стандарта. Не говоря уже о том, что сами стандарты, нормы и правила зачастую противоречили друг другу и создавали полную неопределенность. Ведомственное нормотворчество лишало производителей возможности контролировать процесс появления новых требований.

    Реформа технического регулирования меняет эту ситуацию. Технические регламенты должны содержать конкретные требования безопасности (требования к характеристикам продукции), но не требования к конструкции и исполнению. Т.е. технический регламент устанавливает то, какой должна быть продукция, чтобы быть безопасной, но не указывает, как именно эту продукцию производить. Чтобы технический регламент был законом прямого действия, требования к продукции и процессам производства должны быть сформулированы максимально подробно.

    Это важно для случаев возникновения вреда жизни и здоровью, когда суд будет оценивать, был ли выполнен федеральный закон, т.е. была ли продукция безопасной. Кроме того, органы государственного контроля (надзора) должны также проверять характеристики продукции (например, осуществляя контрольные закупки) и сопоставлять эти характеристики с нормами закона, а не проверять какие конструктивные решения применил производитель. В силу этого, в техническом регламенте при установлении требований не может быть ссылок на ведомственные акты и документы, применяемые на добровольной основе.

  6. Как обеспечить презумпцию соответствия для производителя, выполнившего национальный стандарт? Можно ли ссылаться на национальные стандарты в части подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента?

    Как уже отмечалось, технические регламенты содержат требования к продукции, а национальные стандарты должны помогать производителю выполнить эти требования и давать производителю набор конструктивных решений, позволяющих выполнить технический регламент. В той части технического регламента, где описывается процедура подтверждения соответствия в форме декларирования, необходимо дать возможность производителю ссылаться на выполнение им национального стандарта в качестве доказательства достижения требований технического регламента. А для производителя, не использующего национальный стандарт, нужно предусмотреть обязанность провести собственные испытания и представить протокол испытаний, подтверждающих выполнение требований технического регламента. Такой подход и обеспечивает презумпцию, соответствия и для его реализации нет необходимости вносить изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании".

  7. Почему не нужно вносить в закон "О техническом регулировании" определение технических кодексов, под которыми понимаются документы федеральных органов исполнительной власти?

    Российская законодательная практика под термином "кодекс" понимает законодательный акт высокого уровня, носящий обязательный характер. Документы ведомств должны найти свое отражение в технических регламентах (в части обеспечения безопасности), а частично - в документах, применяемых на добровольной основе (в документах рекомендательного характера). Для того, чтобы избежать ситуации, когда ограничение прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности происходит не федеральным законом, а решением ведомства, и предусмотрено, что в сфере технического регулирования ведомства издают акты рекомендательного характера.

  8. Почему технические регламенты посвящены вопросам безопасности, а не вопросам качества?

    Техническое регулирование устанавливает сферу ответственности государства перед гражданами. Техническим регламентом определяются требования, которые контролируются государством через систему государственного контроля (надзора). Устанавливать ответственность государства перед обществом за потребительские свойства продукции, ее качество неэффективно, поскольку в этом случае цена продукции будет завышена, а степень государственного участия в экономике максимальной. Поэтому Федеральный закон "О техническом регулировании" ограничил степень государственного участия в экономике вопросами безопасности, представив участникам рынка возможность конкурировать друг с другом, как по цене товара, так и по качеству, условиям поставки и многое другое.

  9. Почему обязательное подтверждение соответствия предусмотрено только для продукции, а не для процессов производства?

    Обязательное подтверждение соответствия (декларирование и сертификация) предусматриваются в тех случаях, когда производитель или орган по сертификации может гарантировать безопасность продукции и достижение определенных характеристик продукции в фиксированный момент времени (в момент проверки образца продукции). Любой процесс производства носит динамический характер, поэтому декларирование его безопасности в определенный момент времени бессмысленно. Для процессов производства целесообразно применять иные формы оценки соответствия (приемка и ввод в эксплуатацию производственного здания, сооружения, сертификация и декларирование безопасности машин и оборудования, обучение персонала, государственный контроль). Эти формы представляются более эффективными и могут быть реализованы без изменения Федерального закона "О техническом регулировании".

 
НИТР © 2004-2019 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost