e-mail
 
Вход



 
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


К О Н Ц Е П Ц И Я
РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(проект)


Москва 2005


Содержание
Введение
1. Стратегические цели стандартизации
2. Современное состояние системы стандартизации
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации
2.2. Организационно-функциональная структура
2.3. Международная и региональная стандартизация
2.4. Структура и состав документов по стандартизации
2.5. Экономические основы стандартизации
3. Предпосылки реформирования системы стандартизации
3.1. Новые социально-экономические условия
3.2. Изменение административной системы
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство
3.4. Реформа технического регулирования в области стандартизации
3.4.1. Изменение статуса стандартов
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации
3.4.3. Национальные стандарты как доказательная база технических регламентов
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации
4. Основные задачи реформирования системы стандартизации
5. Направления реформирования системы стандартизации
5.1. Развитие законодательных основ стандартизации
5.2. Функциональные и структурные преобразования системы
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роль государства в развитии стандартизации
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
5.6. Развитие федерального фонда стандартов
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации
6.Этапы реформирования системы стандартизации



Введение

История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечает свой 80-летний юбилей.

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала исключительно интересы самого государства и финансировалась исключительно государством.

Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись, в первую очередь, и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требуют развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и доказательную базу соблюдения обязательных требований технических регламентов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Настоящая Концепция описывает стратегию действий и представляет систему взглядов по основным направлениям развития национальной системы стандартизации, которые призваны создать эффективно функционирующую, признанную на международном уровне, востребованную промышленностью и потребителями национальную систему стандартизации в России, гармонизированную с установившейся международной практикой.

. Стратегические цели стандартизации

В современном мире стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий, приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются со множеством новых и все более остро стоящих проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики и глобализованного мира. Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальной экономики. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:

  • содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;
  • обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;
  • снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес-сообщества, реализованной в национальных стандартах;
  • содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;
  • содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты.

2. Современное состояние системы стандартизации
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации "О стандартизации". Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:

  • основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;
  • документы международных организаций по стандартизации;
  • Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

В совокупности они составляют законодательную и нормативную базу работ по стандартизации.

2.2. Организационно-функциональная структура

Организационно-функциональная структура системы стандартизации сохранила в себе черты бывшей государственной системы стандартизации, но при этом серьезно уменьшились ее ресурсные возможности.

В настоящее время субъектами работ по стандартизации являются:

  • национальный орган по стандартизации;
  • технические комитеты по стандартизации;
  • разработчики стандартов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выполняет функции национального органа по стандартизации, которые возложены на него постановлением Правительства Российской Федерации, в объеме, установленном статьей 14 Федерального закона "О техническом регулировании".

Основным элементом системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза, являются технические комитеты по стандартизации (ТК). В 95% случаев они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности. В состав технических комитетов на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральные органы исполнительной власти имеют возможность осуществлять свое участие в разработке стандартов в ТК, непосредственно, через свои отраслевые НИИ или другие организации.

В настоящее время зарегистрировано 352 технических комитета по стандартизации, однако, активно работают в области стандартизации только 217 комитетов, что обусловлено состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ.

В целом организационная структура системы стандартизации во многом основана на международной практике.

2.3. Международная и региональная стандартизация

В настоящее время развитые в промышленном отношении страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке через активное участие в Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и Международного союза электросвязи (МСЭ). Россия также является членом этих международных организаций по стандартизации.

Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), является членом Тихоокеанско-азиатского Комитета по стандартизации (ПАСК). Россию в ИСО, МЭК и МГС представляет национальный орган по стандартизации.

В настоящее время Россия ведет 11 подкомитетов и 9 рабочих групп в рамках технических комитетов ИСО. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.

Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации

В настоящее время в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят национальные стандарты и стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд национальных стандартов содержит более 25000 документов, среди которых около 1500 национальных стандартов относятся к документам ограниченного доступа, направленных на повышение обороноспособности и страны и защиту государственной тайны. Этот фонд является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Многие годы по количественным показателям и распределению по основным промышленным секторам фонд российских государственных стандартов в основном соответствовал фонду международных стандартов и стандартов промышленно развитых стран Европы и США и тем задачам, для решения которых он создавался в рамках государственной системы стандартизации. Во времена распада бывшего СССР большая часть фонда государственных стандартов ( более 20000 стандартов ), перешла в разряд межгосударственных стандартов стран-участниц СНГ, которые до сих пор являются основными нормативными документами поддержания торговых отношений между странами СНГ,

В настоящее время темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации существенно снизились, в результате чего наблюдается постепенное снижение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, что свидетельствует о недостаточном участии промышленности в работах по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами. 2.5. Экономические основы стандартизации

Разработка и экспертиза национальных стандартов осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств разработчиков стандартов.

В настоящее время финансирование 39 % тематики плана национальной стандартизации осуществляется за счет средств федерального бюджета и 61 % за счет средств разработчиков, однако суммарное количество выпускаемых стандартов не обеспечивает необходимой динамики обновления фонда стандартов.

За счет средств федерального бюджета также финансируются расходы на:

  • содержание аппарата национального органа по стандартизации;
  • создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
  • разработку общероссийских классификаторов;
  • уплату взносов в международные организации по стандартизации.

3. Предпосылки реформирования системы стандартизации
3.1. Новые социально-экономические условия

Изменение всего уклада российской экономики, проявляющееся в изменении формы собственности большинства предприятий, появлении открытых рынков товаров и услуг, введении новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенном ускорении процессов обновления и создания новой продукции, необходимости участия предприятий в международном разделении труда, являются основными предпосылками реформирования национальной системы стандартизации.

Действующая национальная система стандартизации не в полной мере обеспечивает необходимые темпы промышленного роста, требуемый уровень вовлечения результатов научно-технического прогресса в экономику и промышленность и выполнение поручения Президента Российской Федерации по увеличению в 2 раза валового внутреннего продукта России.

3.2. Изменение административной системы

Происходящее в настоящее время реформирование структуры и отношений между федеральными органами исполнительной власти, необходимость передачи части функций государственных органов в неправительственные и саморегулируемые организации, расширения диалога между государством и обществом и повышения качества оказания государственных услуг, расширения вовлечения общества в государственное управление и повышения прозрачности деятельности органов государственной власти настоятельно требуют реформирования отношений в области технического регулирования, и в первую очередь, стандартизации.

Это не может быть осуществлено без коренной смены организационно-правовых форм деятельности организаций по стандартизации и экономических механизмов поддержки и стимулирования разработки и применения национальных стандартов.

3.3. Интеграция России в мировое экономическое пространство

Существующая в России практика национальной стандартизации в значительной степени соответствует международным нормам и правилам, однако современный уровень национальной стандартизации не позволяет обеспечить в полной мере учет национальных интересов в международных организациях по стандартизации.

Глобализация торговых отношений на международной арене и связанное с этим расширение участия стран в экономических и таможенных союзах, в частности предстоящее вступление России в ВТО, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, расширение европейского экономического пространства и создание единого экономического пространства являются также основными предпосылками дальнейшего реформирования национальной системы стандартизации.

В первую очередь это связано с присоединением России к Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и принятием основополагающих документов международных организаций по стандартизации с целью максимальной гармонизации законодательных и нормативных основ стандартизации в России с международной практикой.

3.4. Реформа технического регулирования в области стандартизации
3.4.1. Изменение статуса стандартов

Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов. В большинстве развитых стран стандарты применяются на добровольной основе, тогда как в России требования целого ряда государственных стандартов были обязательны. С вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" это различие было устранено - применение стандартов стало добровольным.

Изменение статуса стандартов требует пересмотра основополагающих стандартов национальной системы стандартизации.

3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации

Федеральный закон "О техническом регулировании" исключил из состава документов по стандартизации отраслевые стандарты. Вместе с тем, количество и значение отраслевых стандартов для производителей остаются весьма существенными. Необходимо сохранить положения и требования целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности. Предстоит решить, в какой форме они могут продолжить свое существование - в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу. Дальнейшее развитие системы стандартов организаций в новых условиях создаст основу для развития национальной системы стандартизации, так как апробированные на практике стандарты организаций, отслеживающие быстро меняющиеся требования рынка, при необходимости могут быть приняты в качестве национальных стандартов.

3.4.3. Национальные стандарты как доказательная база технических регламентов

Федеральный закон "О техническом регулировании" установил взаимосвязь технических регламентов и национальных стандартов. Учитывая, что стандартизация осуществляется, в том числе в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и содействию требований технических регламентов, необходимо максимально использовать широко применяемые в промышленности и товарообороте национальные стандарты в качестве доказательной базы технических регламентов.

Новая функция национальных стандартов должна быть реализована в национальной системе стандартизации.

Кроме того, в процессе применения технических регламентов необходимо приоритетное использование стандартизованных методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе документов государственной системы измерений, так как при наличии национальных стандартов по методам испытаний, гармонизированных с международными стандартами, разработка иных методов испытаний приведет к появлению новых технических барьеров в торговле.

3.5. Проблемы существующей системы стандартизации

Существующие проблемы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформирования в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении поставленных перед стандартизацией стратегических целей.

В первую очередь, это относится к низкой эффективности стандартов, поскольку они не в должной мере отражают результаты научно-технического прогресса, недостаточен их уровень гармонизации с международными стандартами, национальные стандарты не в должной мере способствуют устранению технических барьеров в торговле.

Наблюдается также устойчивая тенденция снижения качества разработки национальных стандартов в результате снижения уровня научной основы работ по стандартизации.

Низкая активность промышленности и общественных кругов в национальной и международной стандартизации, низкая управляемость секретариатами технических комитетов привели к тому, что стандарты не всегда являются документами требуемого уровня консенсуса.

В результате национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегий экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных целевых программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.

Снижение участия России в разработке международных стандартов привело к тому, что в них в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.

Низкий уровень обновляемости фонда национальных стандартов в первую очередь объясняются отсутствием авторского права на стандарты и их распространение и действенного экономического механизма разработки и стимулирования разработки стандартов, в результате чего стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания и распространения и не учитывает затраты на их разработку, что практически не позволяет осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения.

Тот факт, что около 80% действующих сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности промышленности.

Устаревшая система распространения национальных стандартов не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.

4. Основные задачи реформирования системы стандартизации

Для эффективного реформирования национальной системы стандартизации с целью реализации ее стратегических задач необходимо решить следующие вопросы:

  1. Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию приоритетных для российской экономики секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции, работ и услуг.
  2. Позиционировать национальный стандарт как "общественный продукт", принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
  3. Обеспечить создание национальной системы стандартизации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.
  4. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической государственной политики.
  5. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых в качестве доказательной базы технических регламентов, а также направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.
  6. Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.
  7. Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Усилить роль и повысить авторитет России в международной (региональной) стандартизации.
  8. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.
  9. Обеспечить создание экономической модели национальной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

5. Направления реформирования системы стандартизации
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы

Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов приводит к необходимости проведения структурных изменений национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.

В целях повышения эффективности работ по стандартизации и с учетом необходимости достижения консенсуса между заинтересованными сторонами в результате реформирования необходимо создать национальный орган по стандартизации в качестве неправительственной организации. В качестве учредителей неправительственной некоммерческой организации должны выступить научные организации, саморегулируемые организации, общественные объединения предпринимателей и потребителей. Участниками некоммерческой организации должны быть крупные промышленные предприятия (объединения), заинтересованные в разработке стандартов.

Одним из основных условий перевода национального органа по стандартизации в неправительственную организацию является степень доверия к ней со стороны государства и других заинтересованных сторон.

Учитывая, что государство имеет фундаментальный интерес к развитию стандартизации, между Правительством Российской Федерации и национальным органом по стандартизации необходимо заключить соглашение о взаимных обязательствах по учету государственных интересов в сфере национальной стандартизации.

В целях обеспечения баланса интересов по определению приоритетов и целей стандартизации, контроля за деятельностью национального органа по стандартизации необходимо создание наблюдательного совета по стандартизации, включающего представителей учредителей и федеральных органов исполнительной власти.

Разработка стандартов и процессы их распространения должны быть пересмотрены, с тем чтобы обеспечить максимальное использование электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.

5.2. Развитие законодательных основ стандартизации

В Федеральном законе "О техническом регулировании", положения которого заменили ранее действовавший закон "О стандартизации", не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение самой системы стандартизации, как представляющей собой только совокупность документов по стандартизации, без учета участников и правил ее функционирования.

Реформирование организационно-функциональных основ системы с выделением национального органа в неправительственную структуру, также может потребовать внесения изменений в законодательство.

Необходимо законодательно решить вопрос о защите прав собственности на национальные стандарты, с тем, чтобы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение, а также сформировать основу для возвратного финансирования процесса разработки национальных стандартов.

В соответствии с международной практикой в законодательных актах необходимо обеспечить приоритетное применение национальных стандартов, как "общественного документа", принятого на основании консенсуса всех заинтересованных сторон органами различных ветвей власти, в том числе, при разработке и применении технических регламентов.

5.3. Реформирование экономических основ стандартизации

Основами экономической деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования.

Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию направляются на выполнение государственных задач, которые могут быть решены методами стандартизации. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальным органом по стандартизации составляет в среднем от 20 % до 40 % .

Внебюджетные источники составляют в среднем 60 % и , как правило, формируются за счет средств, получаемых национальным органом по стандартизации от реализации стандартов и другой продукции в этой сфере деятельности.

Учитывая, что национальный орган по стандартизации как правило имеет статус некоммерческой организации, средства поступают также в виде членских взносов.

Кроме того, часть средств на разработку стандартов заинтересованные стороны вносят посредством оплаты работы своих специалистов, участвующих в работе технических комитетов по стандартизации.

Дополнительные средства национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов, издательской деятельности, сертификации и других услуг, предоставляемых им на рынке.

Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них могут стать в ближайшее время крайне востребованными составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход от государственного устройства системы национальной стандартизации к условиям ее функционирования в рыночных условиях.

В целях снижения времени и затрат на разработку стандартов необходимо разработать и внедрить специальный механизм принятия стандартов предприятий, апробированных на практике, в качестве национальных стандартов.

Также в целях снижения затрат необходимо использовать механизм международной (региональной) кооперации при разработке национальных стандартов, основанных на международных стандартах.

5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации

Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной политики и оказания государственных услуг. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемыегосударством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле и повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды.

Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования. Национальные и международные стандарты используются в качестве основы для разработки технических регламентов и доказательной базы подтверждения их требований. Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами, поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.

Использование национальных стандартов в конкурсах на закупки для государственных нужд повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг.

Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти целесообразно использовать национальные стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение применения добровольных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, особенно в области безопасности, защиты жизни и окружающей среды.

Федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные организации участвуют в разработке стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.

Правительству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.

Правительство Российской Федерации возлагает на национальный орган по стандартизации функции управления и координации деятельности в области стандартизации, участвовует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти.

Национальному органу по стандартизации следует разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.

Государство обеспечивает финансирование разработки тех стандартов, которые в первую очередь используются для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Руководителям частных предприятий (организаций) следует признать важность как национальной, так и международной стандартизации, и также соответственным образом обеспечить финансирование работ по стандартизации.

5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации

В целях реализации потенциальных социально-экономических преимуществ стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку интересов производителей, потребителей национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав соответствующих технических комитетов по стандартизации.

Процесс сотрудничества между промышленностью, органами исполнительной власти и потребителями должен обеспечить согласованные единые взгляды и позиции России на международном уровне.

Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует проанализировать степень участия промышленности и потребителей в соответствующих технических комитетах, определить, представлены ли они должным образом, и разработать механизмы повышения эффективности их участия.

Изготовители, поставщики и потребители продукции получают снижение расходов за счет сокращения затрат на разработку технической документации, сокращения номенклатуры продукции, материалов и применяемых средств технологического оснащения, контрольной оснастки и испытательного оборудования, получения конкурентных преимуществ от использования в стандартах достигнутого ими в качества продукции, а также обеспечения подтверждения соответствия и сертификации продукции без дополнительной экспертизы технической документации или уменьшения ее объема и т.д.

Органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов в части правильности учета в проектах стандартов требований технических регламентов.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов в части установления требований к объектам технического регулирования, а также методов испытаний продукции для целей подтверждения соответствия.

5.6. Развитие федерального фонда стандартов

Для повышения эффективности национальной стандартизации необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже 10% от общего числа национальных стандартов в год, что позволит приблизиться к уровню обновления международных стандартов и стандартов промышленно развитых стран.

Приоритетность разработки национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН. К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.

Необходимо повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.

С этой целью национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов необходимо провести ревизию действующего фонда стандартов с целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.

Фонд национальных стандартов должен с одной стороны обеспечивать повышение защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции. С другой стороны фонд должен обеспечивать гармонизированную основу для разработки технических регламентов и доказательную базу подтверждения соответствия их требований.

Особое внимание следует уделить повышению темпов обновления фонда межгосударственных стандартов, для чего, в первую очередь, использовать прямое применение международных стандартов.

Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить механизмы разработки и применения новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, наилучшие существующие практики, а также применяемые в международной практике технические требования и технические отчеты.

5.7. Развития информационного обеспечения в области стандартизации

Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:

  • доступности информации для всех заинтересованных сторон;
  • оперативности предоставления информации;
  • единообразия используемых инструментов и систем, основанных на использовании современных технологий;
  • непрерывности обеспечения информационного сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла;
  • повышения адресности оказания информационных услуг;
  • расширения номенклатуры предоставляемых информационных услуг.

Информационное обеспечение национальной системы стандартизации предстоит разработать в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и, являющейся его технологической основой.

Правительству Российской Федерации следует разработать механизмы, гарантирующие своевременный обмен информацией о потребностях и деятельности в области стандартизации, с тем, чтобы информационные технологии обеспечивали наилучшую поддержку при разработке стандартов.

Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах национальный орган по стандартизации расширяет номенклатуру и виды информационных изданий и делает их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи современных методов и средств распространения информации.

Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует увеличить использование информационных технологий с целью усовершенствования процедур разработки стандартов, сделать эти процедуры в большей степени доступными для всех участников, и проводить постоянную работу, направленную на применение совместимых информационных технологий.

5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации

России необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных задач - повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.

Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в рамках этих международных организаций.

Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейской организации по стандартизации.

6. Этапы реформирования системы стандартизации

Реформа национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна.

На первом этапе национальный орган по стандартизации совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляет развитие законодательных основ стандартизации, направленных на уточнение и дополнение нормативно - правовых актов по системным вопросам стандартизации, применения стандартов для государственных нужд и вопросам авторских прав.

Происходит подготовка предложений по взаимодействию государства и национальной системы стандартизации в рыночных условиях ее существования.

Осуществляются мероприятия по активному привлечению промышленности и общественных организаций к процессам участия в национальной и международной стандартизации.

Для целей формирования рынка использующего стандарты проводится разъяснительная работа среди бизнес-сообщества, региональных органов государственной власти, общественных и политических организаций о роли и эффективности добровольных национальных стандартов в экономике, решении социальных задач, защиты потребителя.

Начинаются преобразования структуры технических комитетов, НИИ по стандартизации.

Определяются направления развития и актуализации фонда стандартов для целей повышения роста отечественной экономики, в ее наиболее конкурентоспособных секторах.

Осуществляется развитие и упорядочение информационного обеспечения в области стандартизации и распространения стандартов.

Только после этого, можно будет перейти к созданию новой экономической модели системы и переводу ее на рыночные условия работы, что затронет интересы всех участников разработки и применения стандартов.

Реформирование системы целесообразно проводить постепенно, осуществляя практическую апробацию принятых решений в реальных условиях ее функционирования. Существенным моментом будет являться реакция промышленности на промежуточные этапы проводимой реформы.

Оценка полученных результатов и внесение необходимых корректировок по результатам опытной апробации позволят определить сроки завершения первой части реформы.

Первая часть реформы завершается передачей функций национального органа по стандартизации неправительственной некоммерческой организации, пользующейся доверием у участников рынка на основе соглашения с Правительством Российской Федерации, в котором определятся права и обязательства сторон.

На втором этапе Национальный орган по стандартизации обеспечивает эффективное функционирование национальной системы стандартизации и соответствие ее требованиям национальной экономики и глобализированного рынка.

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost