e-mail
 
Вход



 
РЕЗОЛЮЦИЯ
международной конференции
"Роль стандартов в техническом регулировании"

22 сентября 2005 года г. Москва

Цель проведения конференции - обсуждение роли и места национальных и международных стандартов в системе технического регулирования с учетом зарубежного (европейского) опыта и социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией.

В работе конференции приняли участие руководители и представители:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
  • Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей);
  • научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, международных и европейских организаций.

Участники конференции ОТМЕЧАЮТ:
Технические регламенты и стандарты являются наиболее важным и чувствительным элементом для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках, так как они могут содействовать международной торговле или затруднять доступ продукции на рынки других стран (по оценкам стандарты влияют на 80% объёма международной торговли).

Совокупность требований технических регламентов и стандартов образует систему технических требований, используемую производителем для изготовления безопасной и конкурентоспособной продукции и обеспечивающую выход на отечественные и мировые рынки. Государство, устанавливая минимально необходимые требования в технических регламентах, снижает давление производителя. При этом совокупность обязательных требований оптимизируется с учетом обеспечения баланса интересов государства, потребителей и производителей.

В настоящее время в обществе нет однозначной и общепринятой интерпретации понятия "минимально необходимых технических требований". Мнения варьируются от понимания "минимально необходимых требований" как обобщенных перечислений возможных источников опасностей, до предложения ввести в текст технических регламентов полный набор технических спецификаций, следование которым позволило бы гарантировать безопасность продукции.
Решение вопроса о степени детализации технических требований и использования технических спецификаций в технических регламентах должен решаться индивидуально для каждой группы продукции или процессов - общих рекомендаций в данном случае не существует. Тем не менее, следует отметить, что излишнее использование технических спецификаций в технических регламентах может привести к созданию нового "железного занавеса" из технических регламентов, которые будут устанавливать на уровне федеральных законов все мельчайшие конструктивные и технологические требования к продукции, необходимые для обеспечения ее безопасности, и тем самым тормозить научно-технический прогресс. Отечественным производителям придется ждать годами внесений в закон изменений, связанных с появлением новых конструкций и материалов, новых технических решений, обеспечивающих безопасность продукции.

В то же время существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендации для Правительств стран-членов ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации устанавливают, что "Правительствам стран - членам ЕЭК ООН следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно на международные стандарты, если таковые существуют, с применением пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15". В качестве преимуществ метода перечисляются устранение барьеров в торговле, упрощение и ускорение законодательной деятельности, содействие упрощению внесения изменений в документы с учетом технического прогресса и снижению связанных с эти затрат.

В утвержденной Президентом России В.В.Путиным "дорожной карте" по общему экономическому пространству с Европейским Союзом говорится об использовании по мере возможности широко известного европейского "Нового подхода".

Принцип "Нового подхода" применяется в странах Европейского Союза с 1985 года и устанавливает презумпцию соответствия требованиям европейских директив (технических регламентов) при условии соответствия гармонизированным с ними стандартам. В директиве (техническом регламенте) указываются только существенные (минимально необходимые) требования. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве (техническому регламенту). Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках технических комитетов по стандартизации (согласительных совещаний представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций). Перечень стандартов, обеспечивающих соответствие директивам (нормативным актам) публикуется в официальном издании Европейской комиссии. В случае отсутствия таких стандартов разработка поручается национальным органам по стандартизации с учетом существенных требований нормативных актов - технических регламентов.

Следует отметить, что практически все страны СНГ при формировании собственного технического законодательства ориентируются на принципы "Нового подхода" и активно внедряют его идеологию в своих законодательных актах и технических регламентах.

Эффективность использования "Нового подхода" напрямую зависит от уровня развития национальной системы стандартизации и доверия к ней как со стороны государства, так и со стороны производителей и потребителей, а так же наличия механизмов подотчетности национальных органов по стандартизации в той сфере их деятельности, которая связана с "Новым подходом".

В целях достижения максимальной гармонизации создаваемой российской системы технического регулирования с международной и европейской практикой, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, снижения избыточного административного давления на производителя при условии обеспечения безопасности продукции, участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

  1. При разработке технических регламентов использовать принципы европейского "Нового подхода", основанного на возможности использования национальных стандартов (кодексов установившейся практики) для формирования доказательной базы подтверждения соответствия продукции обобщенным обязательным требованиям технических регламентов.
  2. Внести изменения в закон "О техническом регулировании", с целью введения механизма "презумпции соответствия" требованиям технических регламентов, основанный на применении соответствующих национальных стандартов (кодексов установившейся практики), как одного из способов подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов.
  3. Разработать предложения по государственному организационному обеспечению и процедурам реализации механизма "презумпции соответствия".
  4. С целью унификации подходов к разработке технических регламентов, и их гармонизации с международной практикой и обеспечения взаимного признания результатов подтверждения соответствия сформировать систему модулей (схем) для процедур подтверждения соответствия (на основе европейского модульного подхода) и применять их при разработке технических регламентов.
  5. Исполнительным органам региональных организаций СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС и органам исполнительной власти стран-участниц, ответственным за техническое регулирование, обеспечить применение единых принципов и подходов в соглашениях по гармонизации технических регламентов, программах разработки технических регламентов и в иных документах в области технического регулирования.
  6. Для рассмотренных проектов технических регламентов "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности низковольтного оборудования", "Об электромагнитной совместимости" признать применяемую них методологию использования национальных стандартов как соответствующую закону "О техническом регулировании" и как единственно возможную для обеспечения эффективного технического регулирования безопасности продукции в данных областях.
  7. В целях устранения технических барьеров в торговле, повышения качества, конкурентоспособности и безопасности отечественной продукции, обеспечить в приоритетном порядке гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами.
  8. Ввести в практику применение национальных стандартов при организации государственных закупок с целью повышения их эффективности и расширения возможностей для малых и средних предприятий.
 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost