e-mail
 
Вход



 
Законодательство о техническом регулировании. Комментарии

Предисловие
Цели реформы технического регулирования в России
Сфера применения Федерального закона «О техническом регулировании»
Понятия и определения Закона. Принципы технического регулирования
Технические регламенты
Стандартизация. Основные принципы
Документы по стандартизации
Подтверждение соответствия. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Государственный контроль за соблюдением обязательных требований
Действие Закона до принятия технических регламентов
Действие Закона после принятия технических регламентов
Все вопросы

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

16. Что такое «технический регламент»?

Согласно определению, приведенному в Законе, «технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, peaлизации и утилизации)».

То есть, в соответствии с законодательством о техническом регулировании, технический регламент - это документ особого рода

Будет ошибкой считать, будто бы любые нормативно-правовые акты, будь то законы, указы Президента или постановления Правительства, содержащие обязательные требования, уже могут являться техническими регламентами.

Прежде всего, технический регламент - это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься не другими документами, а только изменениями и дополнениями в данный регламент. Иными словами, это не фрагменты нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности. Это принципиально изменяет ситуацию. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля). Размывание этого принципа будет политической ошибкой и приведет к сохранению и воспроизводству нынешней ситуации, когда в стране действует более шестидесяти тысяч разного рода документов, содержащих обязательные требования и когда их полный объем для того или иного вида деятельности не знают не только контролируемые, но и сами контролирующие.

Кроме того, техническим регламентом может называться не любой документ, устанавливающий обязательные требования, а только такой, который принят по специальной процедуре и изложен особым образом.

Основной формой является процедура принятия технических регламентов федеральными законами.

Президент Российской федерации вправе издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе. Однако такой Указ может быть издан лишь в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т. д.

Что касается международных договоров, то, как это следует из Закона, технический регламент не может быть принят международным Договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован законодателем на федеральном уровне.

Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о техническом регламенте, являющееся временным и Действующее впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона «О техническом регулировании».

Содержание технического регламента составляют обязательные требования к объектам технического регулирования (об объектах и требованиях будет сказано ниже более подробно).

При этом специально указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:

  1. безопасность жизни или здоровья граждан;
  2. безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  3. охрану окружающей среды;
  4. охрану жизни или здоровья животных и растений;
  5. предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Более того, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона закрытым списком, то есть в список ничего не может быть добавлено, кроме того, что в нем перечислено.

«Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность излучений;
  • биологическую безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • промышленную безопасность;
  • термическую безопасность;
  • химическую безопасность;
  • электрическую безопасность;
  • ядерную и радиационную безопасность;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений».

Отсутствующие в технических регламентах требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования.

17. Согласно статье 8 Закона «О техническом регулировании», технические регламенты делятся па два вида - общие и специальные. Поясните, в чем смысл такого разделения и чем отличаются в принципе эти два вида технических регламентов?

В Законе что определено следующим образом: «Статья 8. Виды технических регламентов

  1. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты; специальные технические регламенты.

    Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

  2. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
  3. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
  4. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.
  5. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и Утилизации, в отношении которых цели, определенные настоящим

Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом».

Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты, в силу их распространения в равной степени на все объекты регулирования, мы условно называем также «горизонтальными» регламентами. (Этот термин принят также в европейских документах по техническому регулированию. ) Они задают базовые требования для всех объектов технического регулирования.

Здесь важно подчеркнуть, что общие технические регламенты:

  • не являются «рамочными» в отношении специальных, поскольку так же, как и специальные регламенты, содержат конкретные требования;
  • являются общими не в том смысле, что они регулируют все и вся, а в том смысле, что они учитывают требования лишь общие, инвариантные, не зависящие от специфики того или иного вида деятельности, распространяющиеся на всех.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того, что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами Упрощено соотношение общих и специальных технических регламентов представлено на рисунке, приведенном ниже.

Для тех объектов, для которых уровень требований, установленных в общих технических регламентах, является достаточным и в предъявлении новых требований нет необходимости, принимать специальные технические регламенты не требуется.

18. К каким видам могут быть отнесены технические регламенты, в случае, если они будут распространяться па целые отрасли народного хозяйства, на/гример: пищевая промышленность, сельское хозяйство, электроника? Общим или специальным?

Закон не выделяет такие регламенты в отдельную группу, но по своей сути они относятся к специальным техническим регламентам, так как распространяются не на любые виды объектов регламентирования, а на достаточно конкретные, хотя, порой весьма обширные.

Вообще, вопросы формирования групп объектов, на которые могут быть разработаны специальные технические регламенты, являются достаточно сложными, в силу чего среди специальных регламентов можно выделить группу так называемых макроотраслевых специальных технических регламентов, которые распространяются на несколько групп однородных производств, или даже на целую макроотрасль. Они содержат требования, которые являются общими для всех этих объектов, но специфическими для других объектов, не входящих в сферу распространения таких регламентов. Например, макроотраслевой регламент, устанавливающий требования к пищевым добавкам или красителям для всех видов пищевой продукции, является специальным техническим регламентом, поскольку его требования не могут быть обязательными для других объектов, например, в металлургии или нефтедобыче.

19. На какие объекты распространяются технические регламенты?

Следует различать объекты технического регулирования, к которым, согласно статье 2 Закона, относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, и объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.

В первом случае перечислены объекты, для которых устанавливаются обязательные требования, во втором случае имеется в виду сфера, в которой эти нормы действуют.

Например, услуги как таковые не могут быть объектом обязательного нормирования, но услуги, как сфера применения технического регламента могут быть указаны в названии такого регламента. В этом случае требования будут установлены не к услуге вообще, а к процессу ее оказания, технологии.

20. Какие требования включаются в технический регламент

Этот вопрос является основным и законодательстве о техническом регулировании. В соответетвии с Законом в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

  1. безопасность жизни или здоровья граждан;
  2. безопасность имущества физических или юридических лип, государственного или муниципального имущества:
  3. охрана окружающей среды;
  4. охрана жизни или здоровья животных и растений;
  5. предупреждение действии, вводящих в заблуждение потребителей.

Что касается первой группы требований (и, в определенной степени, третьей и четвертой), то Закон содержит перечень показателей, которые могут включаться в техническим регламент, причем этот список не может быть изменен. Напомним его:

  • безопасность излучений:
  • биологическую безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • промышленная безопасность;
  • термическая безопасность;
  • химическая безопасность;
  • электрическая безопасность;
  • ядерная и радиационная безопасность;
  • электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования:
  • единство измерений.

Под обеспечением безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать (конечно с определенной вероятностью) угрозы его уничтожения (пожары, взрывы

Под охраной окружающей среды понимается обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека. При этом должен учитываться вред, наносимый как людям, проживающим рядом с опасным объектом, так и животному и растительному миру, имуществу, постройкам и сооружениям.

Охрана жизни животных включает, кроме предотвращения непосредственных угроз конкретным видам животных, также и вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии. Что же касается охраны <жизни и здоровья растений>, то речь идет об обеспечении предотвращения заболеваний растений и защиты территорий от распространения болезней растений.

Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечивается достоверной информацией о реализуемой продукции, работах и услугах, то есть, путем информирования, маркирования, этикетироваиия и других подобных мер и действий.

Кроме того, ряд положений Закона определяет особые условия. Так, согласно пункту 5 статьи 7 Закона: «В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производств», эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесении, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов)».

А в соответствии с пунктом 9 той же статьи 7 Закона: «Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте I статьи 6 настоящего Федерального закона».

21. Какие требования не могут быть включены в технический регламент?

Из Закона следует, что технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики совместимое с другими изделиями и т. п.

Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, перечисленных в начале данною раздела. Это прямо указано в пункте 4 статьи 7 Закона.

22. Что означает положение пункта 7 статьи 7 Закона о том что «технический регламент не может содержать требования к ' продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит»?

Если какой-либо фактор оказывает негативное воздействие на человека не сразу, а по мере его накопления в организме, то допустимое значение этого фактора не может быть установлено в техническом регламенте в виде ограничительной нормы, несоблюдение которой карается санкциями. В этом случае технический регламент должен содержать обязательные требования по информированию приобретателя о том, при каких обстоятельствах и каком режиме употребления (эксплуатации) могут наступить опасные последствия и как их можно избежать.

Например, при каком суточном или месячном потреблении рыбы, содержание ртути в ней становится опасным для здоровья.

Другой пример - вред от излучений, исходящих от компьютеров или других электронных устройств может быть серьезным при интенсивной продолжительной работе с ними, но может быть значительно ослаблен или даже устранен при правильном режиме работы с ними или подобными устройствами.

23. Как понимать положение Закона о том, что «Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам»?

Один из основополагающих принципов нового законодательства о техническом регулировании, состоит в том, что обязательная норма -это общественный компромисс между научным пониманием опасности и вреда (степени риска) и уровнем развития экономических, научно-технических и общественных отношений в стране.

Для учета всех этих особенностей технического регулирования. Правительству РФ поручено разрабатывать ежегодно корректируемую программу разработки технических регламентов. Главной целью и смыслом этой программы является формирование общественных ориентиров для разработчиков технических регламентов в части интересов национальной экономики, уровня ее разлития, соответствия мировым тенденциям и уровню развития науки и техники в стране.

Указанная Программа должна иметь не директивный индикативный (ориентирующий) характер.

Для успешного решения задачи составления Программы согласно требованию той же статьи Закона, «Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов».

Другими словами, Правительство РФ должно организовать мониторинг по всему спектру перечисленных выше вопросов.

24. В пункте 1 статьи 9 Закона указано, что «Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона». Но ведь технические регламенты могут приниматься не только законами. Почему об этом не сказано в цитируемой статье?

Потому, что принятие технических регламентов по другим правилам не является нормой.

Нормальным является только порядок принятия технических регламентом федеральным законом, а все другие допустимые случаи их принятия являются особыми и они описаны в специальной статье (статья 10 Закона), которая так и называется «Особый порядок разработки и принятия технических регламентов».

25. На каком этапе может быть напечатано уведомление о начале разработки технического регламента - на стадии зарождения идеи или когда проект регламента уже готов?

Закон специально не оговаривает момент опубликования уведомления, поэтому разработчик вправе самостоятельно определить этот момент. Однако в Законе перечислены требования, которые необходимо выполнить в связи с опубликованием уведомления. Эти требования позволяют определиться с моментом опубликования более четко.

«Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц (пункт 3 статьи 9 Закона).

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента» (пункт 4 статьи 9 Закона).

Таким образом, очевидно, что уведомление о разработке проекта технического регламента может быть опубликовано не ранее, чем разработчик определится:

  • с объектом, на который будет распространяться технический регламент,
  • с целями, ради которых предпринята эта разработка,
  • с перечнем требований к объекту регламента,
  • с действующими в России обязательными требованиями к этому объекту, содержащимся в различных ГОСТах, СанПиНах, СНиПах и множестве других, главным образом, ведомственных документах,
  • с перечнем соответствующих международных стандартов.

Более того - проект технического регламента уже должен существовать в таком виде, чтобы он мог быть предоставлен для ознакомления всем заинтересованным лицам по их просьбе (на платной основе).

26. Обязан ли разработчик технического регламента направлять проект технического регламента в соответствующие министерства и ведомства на согласование?

Нет, не обязан.

Но он обязан, после опубликования уведомления о начале разработки, направлять проект регламента по запросу всем заинтересованным лицам, в том числе и министерствам и ведомствам. Но разработчик делает это не бесплатно, а за определенную плату, которая не должна превышать затрат на изготовление направляемой по запросу копии регламента (п. З статьи 7 Закона).

27. Что понимается в Законе под оценкой соответствия -обязательная сертификация? И обязательно ли наличие в техническом регламенте специального раздела, посвященного оценке соответствия?

Напомним, что основной целью реформы является снятие административных барьеров на пути развития бизнеса. Еще более определенно это было выражено, применительно к обсуждаемой теме, Президентом Российской Федерации в его послании Федеральному собранию Российской Федерации в 2001 году: «Нужно энергично наводить порядок и в других сферах, где есть избыточное государственное вмешательство. Хочу подчеркнуть - избыточное... Речь идет прежде всего, о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции... ».

Таким образом, основная задача технического регулирования заключается в исключении избыточной сертификации, из чего следует, что в разделе «Оценка соответствия» технического регламента следует максимально избегать установления требований по обязательному подтверждению соответствия продукции.

Но что же тогда может быть написано в этом разделе?.

Во-первых, включение такого раздела в технический регламент не является обязательным в силу положений пункта 3 статьи 7 Закона.

Во-вторых, оценка соответствия не тождественна подтверждению соответствия, скорее наоборот, подтверждение соответствия является не самой основной формой оценки соответствия: «Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме» (пункт 3 статьи 7 Закона).

Таким образом, с учетом целей технического регулирования и задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, в разделе «Оценка соответствия» специального технического регламента следует устанавливать следующие требования.

В качестве основной формы оценки соответствия:

  • государственный контроль (надзор).

А как дополнительные формы (в случаях, если основная форма не позволяет обеспечить достижение целей, поставленных в регламенте):

  • аккредитация (например, для услуг - туристических, ремонтных и. т. п. );
  • испытания (например, для уникального оборудования);
  • регистрация (для новых видов продукции, например, новых взрывчатых веществ, химических веществ, лекарственных препаратов);
  • подтверждение соответствия (в исключительных случаях);
  • приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено (для крупных строительных объектов, например, зданий, плотин и. т. п. );
  • иные формы (например, внедрения систем управления качеством, международных систем, таких как НАССР, GMP и др. ).

Однако недостаточно просто определить государственный контроль как основную форму оценки соответствия, нужно также определить перечень государственных контрольных и надзорных органов, ответственных за проведение контроля и их полномочия, и сферу ответственности. Полномочия, как правило, устанавливаются для каждого органа в соответствии с законодательством, а сферы ответственности устанавливаются путем закрепления за каждым из контролирующих органов конкретных разделов технического регламента.

Ниже приведен пример написания раздела «Оценка соответствия» в проекте специального технического регламента на безалкогольные напитки

Пример (условный) написания раздела «Оценка соответствия» в проекте специального технического регламента на безалкогольные напитки


Статья 8. Оценка соответствия

Оценка соответствия при производстве безалкогольной продукции производится в форме государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Органы, ответственные за проведение государственного контроля и надзора и их полномочия:

  • Федеральный орган исполнительной власти по контролю в торговле - в части требований статей 4-7 Главы 2 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ». Контроль осуществляется на потребительском рынке.
  • Федеральный орган исполнительной власти по горному и промышленному надзору - в части требований Статьи 9. «Требования в области промышленной безопасности» Главы 3. «ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА».
    Контроль осуществляется на производстве.
  • Федеральный орган исполнительной власти по пожарному надзору - в части требований Статьи 10. «Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации производственного объекта» Главы 4. «ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
    Контроль осуществляется на производстве.
  • Федеральный орган исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору - в части требований статей 11-16 Главы 5. «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ».
    Контроль осуществляется на производстве.
  • Органы экологического надзора при местных администрациях (возможны другие варианты - например. Федеральный орган исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору, - прим. авторов) - в части требований статей 11-19 Главы 6. «ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».
    Контроль осуществляется на производстве и прилегающих территориях


То же касается и других, дополнительных форм оценки соответствия, если они будут включены в технический регламент. Для каждой формы необходимо указать:

  • ответственные органы;
  • полномочия;
  • методы и процедуры оценки соответствия;
  • сферу распространения (торговля, производство, монтаж и.т.д.).

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost