e-mail
 
Вход



 
[11.08.2006] Материалы деловой встречи
"Реформа технического регулирования: пути взаимодействия власти и бизнеса"

Москва, 12 июля, 2006 г.

Представители бизнес-структур - участники встречи со стороны "РусБренд":

Давид Якобашвили, "Вимм Билль Данн"
Александр Малчик, "Монтано кофе"
Ричард Смайт, "Марс"
Надежда Копытина, корпорация "Сальмон"
Вадим Фомичев, "Бунге СНГ"
Франсуа Клемен-Гранкур, "БИК СНГ"
Питер Гюнтер, "Хенкель-Эра"
Пьер Левек, "Шнайдер Электрик"
Сергей Глушков, "БАТ"
Роберт Мэй, "Филип Моррис Кубань"
Алик Туйгунов, "Нестле"
Виктор Крамаренко, "Проктер энд Гэмбл"
Геннадий Соловьев, "Нестле"
Милютин Захар, "Шанель"
Горохова Екатерина, "Шанель"
Владимир Васильев, "Филип Моррис"
Зоя Прокофьева, "Галлина Бланка"
Саженков Валерий, "Шнайдер Электрик"
Сергей Таранин, "Вимм Билль Данн"
Валерий Остапец, Соковый Союз

Приглашенные гости и темы докладов:

Антон Викторович Данилов - Данильян, руководитель Экономической рабочей группы при Администрации президента - "Реформа технического регулирования: преодоление административных барьеров";

Владимир Ростиславович Мединский, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зам. председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, зам. председателя Комиссии ГД по техническому регулированию - "О деятельности комиссии ГД по техническому регулированию. Процедура прохождения проектов технических регламентов в ГД";

Александр Вадимович Рубцов, Заместитель Руководителя Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ - "Опыт участия бизнеса в реформе технического регулирования"

Марина Константиновна Глазатова, Директор департамента технического регулирования и метрологии Министерства Промышленности и Энергетики РФ - "Реформа технического регулирования - статус и перспективы".


Основные тезисы выступления А.В. Данилова - Данильяна.

· Реформе 5 лет, столько же времени и ее идеологии. Закон "О техническом регулировании" моложе. За прошедшее время образовалось много инициативных групп по подготовке технических регламентов.

· Существуют две возможности участия бизнеса в реформе:

1) объединение представителей бизнеса в творческие группы с целью разработки инициативных регламентов. В настоящее время разработаны методики, шаблоны, методические указания, тексты готовых технических регламентов, на которые можно ориентироваться. Инициативная группа может получить статус - для этого достаточно повзаимодействовать с Экономической рабочей группой при Администрации Президента РФ - будет подготовлено распоряжение за подписью А.В. Дворковича, руководителя Экспертного управления Президента РФ, которым будет утвержден состав инициативной группы. Если технический регламент подготовлен и проведена его первичная юридическая экспертиза - то проект можно выдвигать на общественное обсуждение.

2) экспертная оценка технических регламентов, которые готовятся соответствующими структурами, бизнесом.

· Разработка технических регламентов - максимально открытая процедура. Закон предусматривает соответствующие механизмы, в частности, механизм Общественных слушаний, чтобы были учтены мнения всех заинтересованных сторон. Если мнение не было учтено, предусмотрен вариант участия в экспертном совете по соответствующему техническому регламенту. Участие в Общественных слушаниях - ключевой элемент подготовки законопроекта. Мы негативно воспринимаем ситуации, когда группы, не участвовавшие в Общественных слушаниях, начинают инициировать негативные отзывы на последующих этапах и тормозить принятие регламента.

Основные тезисы выступления М.К. Глазатовой

  • Закон "О техническом регулировании" содержит необходимый механизм взаимодействия власти и бизнеса.
  • Цель реформы - подстраивание деятельности предприятий под требования рыночной экономики. Надо снять лишние барьеры в торговли и облегчить административное давление, а также защитить потребительский рынок от опасной продукции в условиях отхода государства от тотального контроля производства.
  • На начало реформы существовало более 100 000 ведомственных актов плюс 19 систем обязательной сертификации (90 видов продукции подлежало обязательной сертификации), регулирующих бизнес.
  • Новый закон подразумевает трехуровневую систему - технические регламенты (ТР), в статусе Федеральных законов (ФЗ); ТР могут также приниматься в форме Указов Президента, Постановлений Правительства и международных договоров (это международное право и сложно достигаемый консенсус). Основная форма - ФЗ.
  • ТР- вводят ту совокупность обязательных норм, которые будут исполняться в безусловном порядке и в таком случае на продукции будет ставится знак обращения на рынке. Эта та нулевая точка, через которую проходит продукция, чтобы стать товаром.
  • Потребительские интересы должны быть защищены добровольной ответственностью производителя. Эти документы называются стандартами. В РФ стандарты - это документы, которые могут иметь разноуровневый статус: национальные, предприятия, бизнес ассоциаций и так далее. Многоуровневая система стандартов позволяет внедрить в экономику любое инновационное решение.
  • На сегодня созданы три комиссии по техническому регулированию: правительственная, государственной думы и Совета Федераций. В каждую может обращаться бизнес со своими предложениями. По структуре в каждой комиссии есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь. Предложения, направленные членам комиссий носят официальный статус и требуют ответа в установленном порядке.
  • Глава Правительственный комиссии В.Б.Христенко, Заместитель - А.Реут, отв. секретарь - М.Глазатова. Правительство является заказчиком каждого технического регламента, разрабатываемого в рамках правительственной программы - организована рабочая группа из 30 представителей органов государственной власти. Образованы экспертные комиссии по техническому регулированию - представители власти, научных организаций и бизнес - ассоциаций представлены на паритетных началах.
  • Еще один путь участия в реформе - Консультативный Совет по иностранным инвестициям
  • Каждый ТР проводит два обсуждения в Общественном совете. В итоге представляется проект ТР. Очень важно участие бизнеса в общественных слушаниях. Все замечания фиксируются и могут быть рассмотрены на любом этапе принятия ТР.
  • Комиссией по техническому регулированию одобрено 5 систем технического регулирования - электроэнергетика, ж\д транспорт, космическая деятельность, строительство и сфера пожарной безопасности. В разработке еще 12. Но 17 - не полный перечень систем, которые должны быть разработаны. В ближайшее время будет разработан полный перечень.
  • Что несут в себе системы технического регулирования? Полный перечень регламентов и представление о том, как будет сформирована система оценки соответствия.
  • Сейчас в разработке находятся более 80 проектов ТР, 68 из них находятся на сайте министерства в свободном доступе. В правительственной программе - 181 проект ТР. Всего их может быть разработано около 300.

Основные тезисы выступления В.Р. Мединского.

  • Если бизнес не будет активно участвовать в реформе, то "все решения будут приняты без его участия" и бизнес будет ознакомлен с ними по факту в виде штрафов, остановок предприятий и так далее.
  • Может произойти то же, что с ФЗ "О рекламе" - на этапе обсуждения бизнес молчал, а после его принятия стали звучать недовольные комментарии.
  • Средним и низовым звеньям власти эта реформа совсем не нужна. Она отнимает у них хлеб, лишая возможности инспектировать бизнес.
  • В Государственной Думе (ГД) создана комиссия по ТР. Она координирует работу комитетов, определяя, в какой из комитетов ГД направлять тот или иной проект.
  • Ни один из внесенных регламентов пока не получил отзыва Правительства.
  • Инфраструктура в ГД создана, мы готовы создавать экспертные комитеты, бизнес должен проявлять больше инициативы и строить отношения с профильными ведомствами, НИТРом и так далее.

Основные тезисы выступления А.В.Рубцова:

  • Есть проблема понимания руководителями бизнеса вопросов технического регулирования? Надо научиться переводить эти вопросы в денежное выражение полученной прибыли.
  • Реформа ТР - это битва. Противники реформы очень активны - постоянно появляются публикации, пишутся письма. Цивилизованный бизнес, заинтересованный в реформе отмалчивается. Необходима поддержка.
  • Мы часто апеллируем к зарубежному опыту - но нам важна поддержка экспертов зарубежных компаний и практическое понимание, как там действует техническое регулирование.
  • Технические регламенты в первую очередь должен готовить бизнес. Государство должно разрабатывать только то, что не подготовит бизнес.

Ответы А.В. Рубцова на вопросы участников встречи:

? В настоящее время активно обсуждаются поправки в федеральный закон "О техническом регулировании". В связи с этим, можно ли получить комментарий по сути предлагаемых поправок?

  • История с изменением ФЗ "О техническом регулировании" тормозит развитие самой реформы. В ГД внесен проект о внесении Изменений, подготовленный НИТРом, внесен Мединским, Драгановым и Медведевым. Если Правительство не внесет свой вариант, то первому будет дан ход.

? Когда планируется рассмотреть и принять поправки в действующее законодательство с точки зрения его приведения в соответствие с ФЗ "О техническом регулировании"? Например поправки к закону "О санитарно - эпидемиологическом благополучии", "О качестве и безопасности пищевой продукции" и так далее.

  • Мы подготовили проекты изменений и в осеннюю сессию будут внесены. Любой желающий может получить текст проекта поправок.

? Действующий закон "О техническом регулировании" определяет срок реформы до 2010 года. В том случае, если за это время по ряду отраслей не будут разработаны и приняты регламенты (что при нынешних темпах вполне реально) , каково будет развитие ситуации? Какими нормативными и законодательными документами будут регулироваться требования к продукции в этих отраслях?

  • Реально, если бизнес что-то не разработает, то за оставшиеся два года (2009-2010 гг) государство разработает необходимые регламенты. У нас есть система объектов технического регулирования, мы сможем определить, какие регламенты будут разработаны государством. Устроит это бизнес или не устроит, зависит только от вашей активности.

? Поправки в ФЗ "О техническом регулировании", разработанные Правительством РФ предусматривают возможность министерствам и ведомствам вносить изменения в свои документы (ГОСТ, СанПин), которые будут являться обязательными до принятия соответствующих регламентов. В случае принятия данной поправки, не приведет ли это к замедлению разработки технических регламентов?

  • Затормозит разработки. Но данная проблема искусственно драматизирована. Такое же положение вещей было и раньше и особых проблем не вызывало.

? Каков общий подход к разработке инициативных регламентов, которые не вошли в Правительственную программу? Каков будет порядок принятия и рассмотрения инициативных регламентов?

  • Если есть технический регламент, его надо вносить. Ведомства сейчас воспринимают инициативные регламенты как нечто конкурирующее.

? Возможно ли принятие специальных регламентов по конкретным индустриям до принятия горизонтальных (общих) регламентов?

  • Можно, тут даже нет вопроса. Общие регламенты прописывают лишь те общие требования, которые повторяются в ряде регламентов. Мы провели совещание с Правовыми управлениями Президента и Государственной Думы - их мнение, что некоторые нормы могут повторяться в разных регламентах.

? Каков статус принимаемых в настоящее время ГОСТов, носят ли они обязательный характер? Пример: на практике органы государственного надзора предъявляют производителю требования обязательного выполнения ГОСТов, в частности это касается ГОСТа Р51074 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".

  • Принимаемые после закона, они не могут быть обязательными. Они вообще ГОСТами называться не могут. Если нет регламента - не может быть и нац. стандарта.


? ФЗ "О техническом регулировании" ничего не говорит о том, какой статус получат технические условия при вступлении в силу технического регламента: будут ли они автоматически считаться стандартами организации? Будет ли обязательным наличие у предприятия - изготовителя стандартов организации? Потребуется ли перерегистрация/согласование стандартов организации с соответствующими государственными органами?

  • ТУ не упомянуты в законе и не могут считаться обязательными. Считать ли их стандартами организации - зависит исключительно от вас. Потребуется ли перерегистрация - по ситуации, если вы выносите стандарт для регистрации, это значит, что вы хотите сделать его стандартом более широкого действия. Вы можете попробовать зарегистрировать его в качестве национального стандарта или стандарта индустрии. Но все это добровольно, обязательны только технические регламенты.

? Вопрос относительно судьбы внесенных в ГД регламентов и получения отзывов Правительства.

  • Экспертная комиссия по парфюмерному регламенту вынесла положительное заключение. Но уже после этого мы получили обращение Стоматологической Ассоциации с утверждением, что Экспертная комиссия ошиблась и заключение должно быть негативным. Сейчас трудно сказать, как сложится ситуация. Для того, чтобы противодействовать такой ситуации, мы должны убедить Правительство действовать по более четким схемам - если проект прошел обсуждение и получил положительный отзыв - проект должен быть направлен в Думу. Но это сложный процесс. Более простой совет - пишите письма в поддержку тех или иных проектов. Создавайте противовес попыткам затормозить прохождение ТР.
  • Что касается сокового регламента, проведена экспертная комиссия - заключение положительное, но федеральные органы все нам написали, что они концептуально против предложенного инициативного регламента. В связи с этим, мы вынуждены были написать отрицательный отзыв и отправить его в правительство. Та же самая история по ТР на молоко.
  • Судьба регламента по маркировке - предложение внести его в правительственную программу исходило от РосТехРегулирования, очень активно было поддержано МинЗдравом, МинСельхозом и Аппаратом Правительства. Основания - текст регламента, разработанного в инициативном порядке не удовлетворяет ст.7 ФЗ "О техническом регулировании".

? Не видите ли вы тенденции на "заворачивание" инициативных проектов?

  • Да, тенденция есть, но не согласны с вашей постановкой вопроса - тому пример проект инициативного регламента по электромагнитной совместимости. Там тоже сложилась ситуация, когда разработаны два регламента - инициативный проект не устраивает никого, был дан негативный отзыв. После чего от разработчиков поступила волна писем. Если проект подготовлен грамотно, то что - то другое создать сложно.
 
НИТР © 2004-2019 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost